Сегодня в Доме музыки состоится сольный концерт американского композитора Терри Райли, которого считают одним из пионеров минимализма. Этим выступлением завершится многодневный фестиваль «Длинные руки», организованный Культурным центром «Дом».
- Программа предстоящего концерта - исключительно импровизация?
- Я занимаюсь и композицией, и импровизацией, но точно не планирую, что буду играть, пока не вышел на сцену. У меня есть несколько идей, но я не знаю, как все это в итоге будет выглядеть. Это будет музыка для фортепиано, а также немного вокальной музыки: импровизации на тему индийских раг и ряд песен, основанных на схожих исполнительских техниках, - в них тоже есть место для импровизации.
- Вы сами учитесь чему-то, когда играете с другими?
- Конечно! Я стараюсь работать с музыкантами, которые играют лучше меня! (Смеется.) Например, я иногда работаю с некоторыми индийскими музыкантами, они очень большое влияние на меня оказывают. Когда я играю с перкуссионистом Закиром Хусейном, всегда учусь чему-то новому, потому что он великий мастер ритма. Когда мы работаем вместе, у меня появляются новые идеи, связанные с ритмическими структурами.
- Будучи и композитором, и исполнителем, разделяете ли вы для себя самого эти понятия?
- Я считаю себя музыкантом и не думаю, что эти категории имеют значение. Мне сложно их разделять, потому что когда я импровизирую, я и сочиняю тоже: разные музыкальные формы и структуры приходят мне в голову точно так же, как если бы я сидел за столом и думал о них. Иногда я их записываю, а иногда просто играю, но это в любом случае сочинение, композиция; это в любом случае музыкальные идеи.
- У вас нет ощущения, что теперь значение композитора не такое, каким оно было раньше?
- А каким оно было раньше? (Смеется.)
- Вот, например, композитор Владимир Мартынов считает, что время композиторов практически закончилось.
- Вы знаете, я так не считаю. Многие великие композиторы также были хорошими импровизаторами и сочиняли музыку при помощи импровизирования. Это все равно что сказать, что закончилось время архитекторов. Все дело в том, существует ли замысел, художественная цель. Как оно может закончиться, если воображение продолжает работать?
- Как вы думаете, почему минимализм начался в США?
- Может быть, потому, что это очень молодая страна, в которой нет какой-то одной определенной традиции. Поначалу американцы учились у европейцев. То, что называют минимализмом (мне этот термин не кажется точным), началось в Калифорнии благодаря Ла Монте Янгу, а может быть, и раньше, благодаря таким людям, как Генри Кауэлл. Я думаю, причина в том, что этот штат сильно связан с Азией, а минимализм – музыка, более тесно соприкасающаяся с азиатской и, возможно, африканской, чем с европейской.
- Вы приезжали в Россию в 2000 году. Как вам понравились музыканты, с которыми вы играли?
- К сожалению, я не смог тогда поиграть с кем-нибудь достаточно долго, но за то короткое время, что я был здесь, я познакомился с очень хорошими музыкантами. Мы сыграли мою пьесу Tread on the Trail, это было интересно: я не играл ее ни с кем с 1965 года – с тех пор, как она была написана. Теперь-то ее уже сыграли много раз, так что российские музыканты дали ей новую жизнь. На сей раз у меня нет совместных проектов.
- Не планировали ли вы написать что-нибудь для российских музыкантов?
- Нет. В настоящее время я не очень много пишу музыки для кого-то. Я сделал перерыв. Сейчас у меня период, когда я много занимаюсь записью собственных вещей в студии и выступаю с концертами.
Старый пионер
Терри Райли родился 24 июня 1935 года в Калифорнии. С 1950-х выступал как профессиональный пианист, затем начал изучать композицию. Занимался исследованиями в области электронной музыки, с 1970-х изучал традиционную индийскую музыку. В 2000 году триумфально выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве, в частности, исполнив с российскими музыкантами свое самое знаменитое произведение – In C, состоящее из 53 кратких последовательностей, которые любой состав исполнителей может повторять любое количество раз.