Она оглохла в промежутке между 1453-м и 1459-м, что оказало влияние на создание двух самых известных ее работ. Ими стали эссе 'Роща немощных' ('Arboleda de los enfermos'/'Grove of the Infirm') и 'Чудо дел Божьих' ('Admiraçión operum Dey'/'Wonder at the Works of God'). Последнюю работу Терезы рассматривают как первый феминистский трактат, написанный испанкой.
Мало фактов ныне известно о жизни де Картахена. В истории Франциско Кантера Бургоса (Francisco Cantera Burgos) 'Семья Санта-Марии' ('Santa María family') автор подтверждает существование Терезы, которая оказывается монахиней мирского ордена из семейства Санта-Марии, одного из самых мощных орденов конца средневековой Испании. Ее дед, раввин Селомо ха-Леви (Rabbi Selomó ha-Levi), принял христианство около 1390-го, был крещен под именем Пабло де Санта-Мария (Pablo de Santa María) и в 1412-м стал епископом Бургоса (Burgos).
Кантера Бургос выяснил, что Тереза была дочерью Педро де Картахена (Pedro de Cartagena). Прежде чем потерять слух, она около 1440-го оказалась во Францисканском монастыре де Санта-Клара (Franciscan Monasterio de Santa Clara), а в 1449-м перевелась в Цистерцианский монастырь де Лас-Хуэлгас (Cistercian Monasterio de Las Huelgas), где позже и оглохла. Этот переход в другой монастырь был связан, в соответствие с предположением Йонсу Ким (Yonsoo Kim), с политической стратегией орденов и враждебностью, выказываемой со стороны францисканцев. Свою первую работу, 'Роща немощных', де Картахена написала после того, как столкнулась с одиночеством, нахлынувшим на нее от глухоты.
Примерно один-два года спустя, она выступила в защиту своего первого эссе с работой под названием 'Чудо дел Божьих', когда 'Роща немощных' подверглась критике, в основном, со стороны мужчин, которые утверждали, что женщина просто не могла стать автором такого красноречивого и хорошо мотивированного произведения. Оба ее эссе дошли до современного читателя посредством единственного манускрипта, завершенного переписчиком Перо Лопесом дель Триго (Pero López del Trigo) в 1481-м.
Не так важно, была ли Тереза первой писательницей-феминисткой в Испании, ведь она все равно внесла свой существенный вклад в общеевропейский канон средневековых феминистских авторов, включая Хильдегарду фон Бинген (Hildegard von Bingen) и Кристин де Пизан (Christine de Pizan). 'Чудо дел Божьих' и 'Роща немощных' представляют собой полуавтобиографичные произведения, в которых рассказана подлинная история жизни средневековой женщины, что, безусловно, истинная редкость среди произведений средневековья.
Первое эссе Терезы рассматривает влияние ее глухоты на ее жизнь и духовное развитие. После того как заболевание дало о себе знать, де Картахена терзается размышлениями в тихой тюрьме ее глухоты, приходя в конечном итоге к выводу, что это Бог ниспослал на нее горе, чтобы отделить ее от повседневного суетного шума. Переписчик Перо Лопес указывает, что ее работа была отправлена Хуане де Мендосе (Juana de Mendoza), жене Гомеса Манрике (Gómez Manrique), поэта и видного политического деятеля того времени, потому что адресована 'Роща немощных' некой 'добродетельной леди', вероятно, Мендосе. На самом же деле эта 'добродетельная леди', конечно же, представляла всю женскую аудиторию, из-за чего прозорливая Тереза использовала стратегию самоунижения перед читателями-мужчинами, лишний раз подчеркивая слабость своего интеллекта (досл. 'посредственность и грубость моего женственного интеллекта'/'la baxeza e growería de mi mugeril yngenio').
И все же, невзирая на прекрасный план по разоружению читателей-мужчин, сильная половина человечества просто не могла поверить в то, что работу 'Роща немощных' написала женщина, обвинив Терезу в плагиате. В ответ на это де Картахена написала 'Чудо дел Божьих', выступая с аргументом, что если Бог создал мужчин, способных к слову, то он мог создать и женщин, могущих писать. И если мужчины писали на протяжении веков, это не говорит о том, что это свойственно лишь им, из-за того, что они занимаются этим столь долго. Мало того, если женщины по принятым обычаям чаще всего не выступают авторами, как мужчины, это не означает, что работы женщины должны звучать хуже.
Тереза заявила, что если Бог дарует таланты людям, то он может так же наделить писательскими умениями и женщину. Она пришла к выводу, что критика со стороны ее противников – это оскорбление самого Бога, потому что они сомневаются в его щедрости. В эссе 'Чудо дел Божьих' автор вновь обращается к 'добродетельной леди', иллюстрируя свою точку зрения при помощи живых образов и ссылок на прошлое. Так, она намекает на (не)библейскую историю о Юдифь (Judith), молодую иудейскую вдову, убившую военачальника Олоферна (Holofernes), из-за чего ассирийцы в панике разбежались, лишившись своего начальника.
В эссе Тереза также излагает, какой внутренней силой может обладать простой служитель церкви. По ее словам, спокойствие и духовный мир в женской общине, в отличие от внешнего мира вечно воюющих мужчин, способствуют атмосфере интеллектуального роста. Хотя де Картахене со стратегической точки зрения продолжает признавать, что мужчины и женщины не равны в своих возможностях, она отмечает, что, по сути, они созданы, чтобы дополнять друг друга. Ее тонкие феминистские аргументы отвергают распространенное мнение о том, что средневековые женщины были слабым полом, которым Бог уготовил инертную жизнь и создал их лишь ради репродуктивных целей.