Евгений Онегин, согласно Пушкину, знал, что государству 'простой продукт' важнее золота. Американский экономист Теодор Шульц в свое время сумел доказать, что процветание государств базируется не на полезных ископаемых и не на богатстве банков, но на образованных и здоровых гражданах. Активные исследования экономики развивающихся и развитых стран не только прославили Шульца на весь мир, но и принесли ему Нобелевскую премию.
Родился Шульц в Арлингтоне, Южная Дакота (Arlington, South Dakota). В 1921-м он поступил в Колледж Южной Дакоты (South Dakota State College), где взялся за изучение сельского хозяйства; окончил колледж Шульц в 1927-м. Позже Теодор продолжил учебу в стенах Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin–Madison); в 1930-м он получил докторскую степень по сельскохозяйственной экономике.
В период с 1930-го по 1943-й Теодор Шульц преподавал в Колледже Айовы (Iowa State College); с 1946-го по 1961-й он занимал пост главы кафедры экономики Университета Чикаго (University of Chicago). В 1960-м Шульц получил должность президента Американской экономической ассоциации (American Economic Association).
Скончался Шульц 26 февраля 1998-го в Эванстоне, Иллинойс (Evanston, Illinois); на момент смерти ему было 95 лет. Тело Шульца было захоронено на кладбище города Баджер, Южная Дакота (Badger, South Dakota).
Нобелевскую премию по экономике Теодор Шульц получил за свои исследования экономики развивающихся стран вообще и сельскохозяйственной экономики в частности. Шульц активно исследовал роль сельского хозяйства в экономике; в своих работах ученый делал далеко идущие выводы об индустриальной политике – как применительно к странам развивающимся, так и в случае со странами уже развитыми. Шульц также активно продвигал концепцию 'образовательного капитала', имеющую отношение к инвестициям в область образования. Разделил Нобелевскую премию Шульц с британским экономистом Артуром Льюисом (Arthur Lewis) – выдающимся ученым, более всего известным 'моделью Льюиса' и 'теорией экономического роста'.
Большое внимание Шульц уделили изучени
ю восстановления стран, участвовавших во Второй мировой. Теодора заинтересовала скорость, с которой проигравшие в войне Германия (Germany) и Япония (Japan) сумели восстановить весьма солидный урон, понесенный ими в боевых действиях; с этим чудесным восстановлением изрядно контрастировала участь Великобритании (United Kingdom), долгое время страдавшей от нехватки банальных продуктов питания. В конечном итоге Шульц пришел к выводу, что 'чудо', пришедшее на помощь Японии и Германии, было результатом активной деятельности здорового и образованного населения; образовательная система помогла воспитать ценные и высокопродуктивные кадры, а хорошо организованная система здравоохранения поддерживала эти кадры на эффективном уровне. Ресурсоемкие и не сулящие быстрой выгоды отрасли при тщательном рассмотрении оказались ключевым элементом 'экономического чуда'; анализируя полученные данные, Теодор Шульц постановил, что развитие экономики базируется во многом на 'качестве' рядовых граждан страны.
Именно из этих наблюдений в дальнейшем сформировалась 'теория человеческого капитала'; изыскания Шульца вдохновили на развитие заявленных теорий целый ряд выдающихся ученых-экономистов из разных стран мира – особенно много в данной области добился последователь Шульца Гэри Беккер (Gary Stanley Becker;), также впоследствии ставший нобелевским лауреатом. Проанализировав выводы Теодора Шульца, многие государства пересмотрели свое отношение к техническому образованию, что привело к активизации целого ряда учебных программ, действовавших под эгидой ведущих экономических организаций – в частности, Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка.