Американский ученый, механик, внесший большой вклад в развитие теоретических основ самолетостроения. Родился 11 мая 1881 в Будапеште.
Родился 11 мая 1881 в Будапеште. В 1902 окончил Королевский технический университет в Будапеште, в течение тех лет занимался конструированием двигателей внутреннего сгорания. Продолжил образование в Гёттингенском университете, где в 1909 защитил диссертацию, получил степень доктора философии и до 19
12 занимал должность доцента. В 1913–1930 был профессором и директором Аэродинамического института при университете Ахена, в 1915–1918 возглавлял исследовательский отдел военно-воздушных сил Австро-Венгрии, где занимался вертолетостроением, а с 1922 по 1928 работал консультантом в фирмах «Юнкерс» и
«Цеппелин». В 1920-е годы Карман по приглашению американского промышленника Д.Гуггенхейма, основателя одноименного фонда развития аэронавтики, читал лекции во многих научно-исследовательских центрах США, а в 1927 – в Японии, Китае и Индии. В 1930 он основал Гуггенхеймовскую аэролабораторию при Калиф
орнийском технологическом институте и стал ее первым директором. В 1945 был назначен председателем научно-технической коллегии ВВС США, преобразованной позже в главное научно-техническое управление, и возглавлял американские технические миссии в Германии по изучению достижений этой страны в области
сверхзвуковой аэродинамики и управляемых ракет.
Как научный руководитель Карман принимал участие в создании многих технических объектов: планеров, самолетов, ракет, подвесных мостов, первых сверхзвуковых аэродинамических труб. Среди его наиболее известных научных работ – теоретические и эксперимен
тальные исследования в области аэро-, гидро- и термодинамики, прочности авиационных конструкций и материалов, теории пластичности и упругости, сопротивления материалов. Он занимался такими фундаментальными проблемами дозвуковой аэродинамики, как продольная устойчивость самолетов, турбулентность, пог
раничный слой, обтекание профиля, а также вопросами сверхзвуковой аэродинамики. Разработал ряд математических методов прочностных расчетов, решение даже чисто академических задач всегда сопровождал выводами и результатами, которые имели значение для инженерной практики. Карман был одним из основател
ей и первым президентом (1960–1961) Международной академии астронавтики, консультантом ряда крупных аэрокосмических фирм, членом многих иностранных академий и научных обществ. В 1948 была учреждена международная премия его имени, в его честь назван один из кратеров на Луне. Умер Карман в Ахене 6 мая