Как правило, его считают отцом-основателем современной абдоминальной хирургии. Что же касается музыки, Бильрот был близким другом и доверенным лицом Иоганна Брамса (Johannes Brahms), одного из главных покровителей венской музыкальной сцены, и одним из первых попытался подойти к проблеме музыкальной одаренности с точки зрения науки.
Христиан Альберт Теодор Бильрот (Christian Albert Theodor Billroth) родился 26-го апреля 1829-го года в Бергене-на-Рюгене, Королевство Пруссия (Bergen auf Rügen, Kingdom of Prussia). Он учился в школе в университетском городе Грайфсвальде (Greifswald), а потом поступил в Грайфсвальдский Университет (University of Greifswald), чтобы изучать медицину. Затем Теодор последовал за профессором Вильгельмом Баумом (Wilhelm Baum) в Гёттингенский Университет (University of Göttingen), получив степень доктора медицины в Берлинском Университете (University of Berlin).
Наряду с Рудольфом Вагнером (Rudolph Wagner) и Георгом Мейснером (Georg Meissner), Бильрот направился в Триест (Trieste), чтобы изучать электрического ската (рыбу-торпеду). Он работал доктором в период с 1853-го по 1860-й в берлинской клинике Шарите (Charité), а также учился у Карла Лангенбуха (Carl Langenbuch). С 1860-го по 1867-й Теодор был профессором в Цюрихском Университете (University of Zurich) и возглавлял хирургическую больницу и клинику в Цюрихе.
Пока австриец находился в Цюрихе, он опубликовал свой классический учебник 'Общая хирургическая патология и терапия' ('Die allgemeine chirurgische Pathologie und Therapie'/'General Surgical Pathology and Therapy') 1863-го. В то же время Бильрот ввел понятие медицинского аудита, систему медотчетности, по которой должны были публиковаться как хорошие, так и плохие результаты. Благодаря этому появились более точные данные о заболеваемости, смертности и эффективности различных методов лечения и их подбора. В 1867-м Теодор был назначен профессором хирургии в Венском Университете (University of Vienna) и работал хирургом на правах главы Второй хирургической клиники Венского главного госпиталя (Second Surgical Clinic, Allgemeine Krankenhaus/Vienna General Hospital).
Он несет непосредственную ответственность за новые вехи в хирургии, включая такие ее достижения, как первая эзофагэктомия – хирургическое удаление пищевода (1871) и первая ларингэктомия – хирургическое удаление всей гортани или какой-либо ее части (1873). Самое же известное событие из практики Бильрота – первая успешная гастрэктомия (1881) по поводу рака желудка, ранее заканчивавшаяся неудачами. Согласно легенде, Теодора почти до смерти забили камнями на улицах Вены (Vienna), когда его первый пациент умер после гастрэктомии.
Бильрот также сыграл важную роль в модернизации хирургического образования, открыв первую современную школу хирургии. Среди его учеников были такие светила, как Александр фон Винивартер (Alexander von Winiwarter), Ян Микулич-Радецкий (Jan Mikulicz-Radecki) и Джон Б. Мерфи (John B. Murphy).
За пределами хирургии Теодор был талантливым пианистом и скрипачом. Он познакомился с Брамсом (Brahms) в 1860-х, когда композитор был восходящей звездой венской музыкальной сцены. Они стали близкими друзьями, и их связывали общие музыкальные идеи. Брамс неоднократно посылал Бильроту рукописи своих музыкальных произведений, чтобы узнать его мнение на их счет. Мало того, Бильрот участвовал в пробных репетициях камерных работ Брамса; композитор посвятил другу два своих первых струнных квартета Opus 51.
Бильрот и Брамс вместе с влиятельным и острым на язык венским музыкальным критиком Эдуардом Гансликом (Eduard Hanslick) дали начало музыкальным консерваторам, которые выступали против нововведений Рихарда Вагнера (Richard Wagner) и Ференца Листа (Franz Liszt). В ходе конфликта – 'Войны романтиков' – Бильрот поддерживал Брамса, но в своих комментариях был весьма сдержан и справедлив. В 1882-м он написал: 'Вагнер был на самом деле очень талантлив во многих направлениях'.
Бильрот начал работу над эссе под названием 'Кто такой музыкально одаренный человек?' ('Wer ist musikalisch?/'Who is musical?'), которую после его смерти опубликовал Ганслик. По сути, это была первая попытка применить научный метод для выявления музыкального таланта. В эссе Теодор идентифицирует несколько типов 'амузыкальности', говоря о различных когнитивных навыках, участвующих в нашем восприятии музыки.
Хирург-музыкант умер 6-го февраля 1894-го в Опатии, Австро-Венгрия (Opatija, Austria-Hungary), не успев завершить свои музыкальные исследования. Он никогда не называл науку и музыку конфликтерами, наоборот, считая, что они дополняют друг друга. В одном из писем Бильрот заключил: 'Это одно из поверхностных суждений нашего времени – видеть в науке и искусстве две противоположности… Воображение – мать обоих'.