Знаменитый голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Один из основателей и лидер группы "Стиль".
"Цель природы - человек, цель человека - стиль".
Родился в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини.
Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архите
ктуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Аудом и Ж. Вильсом. В 1916 создал в Лейдене с Аудом художественную группу "Сфинкс", которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал "Стиль". Члены группы работали самостояте
льно, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма.
Группа "Стиль" объединяла художников и архитекторов и пропагандировала "радикальное обновление искусства". Журнал служил трибуной "для создания единого интернациональ
ного модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре" посредством "чисто пластического произведения искусства", через создание равновесия между "универсальным и индивидуальным".
Дусбург явился идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую
и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.
В 1917 вместе с Аудом предпринял одну из первых практических попыток создания синтеза живо-писи и ар
хитектуры в интерьере холла виллы Ауда в Нордвикерхоуте близ Лейдена, в котором архитектура трактовалась посредством живописи (использование открытых, чистых цветов в обработке подвесных потолков и геометрических окон). А напряжение усиливалось посредством живописи плоскостей, вписанных в архитектур
ное пространство.
Ведущая роль окон находится в полной гармонии с принципами "Стиля" и органически связана с про-странством интерьера.
Через десять лет в кинотеатре и дансинге Лобетт в Страсбурге, расположенных в старом здании, созданном архитектором Ф. Блонделем совместно с X. Арном, тракту
ет абсолютно все плоскости, но уже в более крупном масштабе, следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостью или прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальных цветов - красный, желтый, синий, и противоположных - белый, черный, серый).
ной из основных тем Дусбурга были вопросы жилья, в решении которых руководствовался принци-пом главенства организации внутреннего пространства над общей пластикой. По его мнению, каждый отдельный элемент, будучи проекцией чисто пространственной, должен быть открытым со всех точек "как кристалл, раст
воренный в универсальном пространстве".
В 1920 предпринял турне-конференцию по Европе (в том числе по Голландии), где близко познакомился как со Школой Баухауз, так и с направлением дадаизма в искусстве. Тогда же им было дано определение будущей архитектуры, которая должна отречься от претензий
на концепцию формы, представлять сумму самостоятельных элементов, быть экономной, безордерной, монументальной независимо от места и масштаба и так далее. В 1924 в издательстве Баухауз опубликовал свою первую теоретическую работу под названием "Фундаментальные принципы неопластицизма". Оригинал опубл
икован в Амстердаме (1919), а затем издан в шести книгах в Мюнхене.
В 1922 издает как приложение к журналу "Де Стиль" новый журнал - "Мекано" дадаистской ориентации.
В 1926 его разрыв с П. Мондрианом приобрел публичную огласку, тогда же Ауд отказался от со-трудничества с Дусбургом, обвиняя е
го в дилетантизме, хотя и гениальном. Архитектор переезжает жить в Париж, где строит собственный дом и студию в Медон - Вал-Флери (1929-30). В этой работе собраны и доведены до кульминации все концепции и принципы "Стиля".
Смерть Дусбурга ознаменовала конец группы "Стиль". Несмотря на кратковрем
енность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения,