Он закончил факультет изобразительных искусств в университете Индианы, после чего переехал в Нью-Йорк. Там он тесно общался с писателями бит-поколения в Гринвич-Виллидж и Сан-Франциско.
Джоанс родился в Каире, Иллинойс. Его отец был музыкантом и работал на речных суднах в Миссисипи. Он привил сыну серьезное отношение к труду и любовь к джазу.
Джоанс посчитал, что у него недостаточно таланта для того, чтобы стать великим музыкантом, и решил заниматься живописью. Он закончил факультет изобразительных искусств в университете Индианы, после чего переехал в Нью-Йорк. Там он тесно общался с писателями бит-поколения в Гринвич-Виллидж и Сан-Франциско. Он был современником и другом Джека Керуака и Аллена Гинсберга.
В 1960-х Джоанс переехал в Париж и жил там до начала 1990-х, проводя лето в Европе и зиму в Тимбукту. Он умер в Ванкувере (Канада) от осложнений, вызванных диабетом.
«Джаз — это моя религия, а сюрреализм — моя точка зрения», — говорил Джоанс. Андре Бретон считал Джоанса единственным афро-американским сюрреалистом, которого он встречал. В стиле исполнения и в стихотворениях Джоанса есть влияние Лэнгстона Хьюза, которого он считал свои духовным отцом. В его самой известной поэме «Правда»/«The Truth» он предостерегает читателя не бояться поэтов, поскольку они говорят правду; они являются пророками, ясновидящими и проповедниками. Джоанс так же знает о том, что говорить правду — опасное занятие: он называет один
из циклов стихов «ручные гранаты»/«hand grenades», поскольку их предназначением было «взорвать врага и отсталость». В то время как тематика его произведений варьируется от любви, нищеты и Африки до блюза и денег, все его творчество, как его жизнь, было неослабевающим протестом.
В 1968 Джоанс опубликовал свою почти забытую статью «Черный цветок» — сюрреалистический манифест, который заключал в себе мечту о движении темнокожих людей в США, борющихся с американским империализмом изнутри с помощью поэтических образов в качестве оружия, о «черных цветах», прорастающих по всей земле. В то время как некоторые поэмы взрываются как бомбы, воздействие других не так ощутимо. Его образы богаты юмором, радостью и чувственностью, все это очевидно в таких работах как «Flying Rats of Paris» или наполненным черным юмором произведением «Deadnik».
Отличительной особенностью его художественных работ является музыкальный язык, тесно связанный с блюзом и лучшим авангардистским джазом. Помимо этого на Джоанса оказали влияние художники и писатели-сюрреалисты. Картина Джоанса «Птица живет»/«Bird Lives» находится в Музее де Янг в Сан-Франциско. Он также был создателем легенды граффити «Bird Lives» в Нью-Йорке после смерти «Птицы» (англ. «Bird») Чарли Паркера в марте 1955