В 1977 году Татьяна окончила Щукинское училище. Тогда же она снялась в остросюжетной ленте фильме «Поединок в тайге» в роли Юлии Владиславовны. В этой и последующих картинах (вплоть до второго замужества) она значилась в титрах как Татьяна Васильева.
Заслуженная артистка России (1995)
Будущая актриса Татьяна Ташкова (в девичестве Татьяна Васильева) родилась и выросла в Волгограде, в поселке на Дар-Горе. Ее семью можно было бы назвать самой обыкновенной – папа работал на заводе, мама в магазине. Отличало их лишь то, что они были по-настоящему счастливы вместе. Родители любили друг друга и никогда не ругались (во всяком случае, не выносили своих конфликтов на люди). Мама хорошо готовила, а папа был умелец на все руки, потому-то все мальчишки в округе обращались за помощью именно к нему. Ощущение счастья и благополучия всплывает всегда, когда Татьяна Александровна рассказывает о своем детстве: «Я вспоминаю понедельники, когда у мамы был выходной, и она была дома. Мы с сестрой входили с мороза в дом - уютный, с печкой, с разрисованными морозом стеклами, - и запах маминых пирожков…»
Училась Татьяна довольно хорошо, а так как была активной и общительной, то практически всегда избиралась председателем совета отряда или председателем совета дружины. В общем, жила жизнью всего общества. Летом часто, порой по три смены, отдыхала в пионерских лагерях либо уезжала в деревню к бабушке с дедушкой.. Татьяна Александровна вспоминает: «Самое запоминающееся впечатление детства – это когда над степью стоит зной. Кажется, что даже воздух звенит... Дело в том, что я довольно часто отдыхала в деревне у бабушки с дедушкой. Там не было своего пастуха, и селяне пасли коров по очереди. Подошло время дедушке стать пастухом, а нужен был еще и пастушок, и я уговорила его взять меня с собой. Примерно часа в три, когда жара стояла под сорок градусов и коровы прилегли отдохнуть, мы с дедом сели обедать. И вот это удивительное ощущение, когда воздух «стоит», а от земли исходит жар – оно просто непередаваемо...»
В школьные годы Татьяна считала, что ее призвание спорт: она серьезно занималась легкой атлетикой, играла в баскетбол. Однако по окончании учебы, девушка решила стать актрисой. Она отправилась в Москву и подала документы в Театральное училище им. Б.В.Щукина. Девушка даже не знала, что можно одновременно поступать в несколько вузов. К счастью, экзамены она сдала удачно и была зачислена.
В студенческие годы Татьяна вышла замуж за дипломата. Однако семейная жизнь не сложилась, и они вскоре расстались…
В 1975 году Татьяна под фамилией Шуршикова дебютировала на киноэкране небольшой ролью участницы вокального квартета в фильме режиссера Эдмонда Кеосаяна «Когда наступает сентябрь». До окончания «Щуки» актриса под той же фамилией снялась в мелодраме Георгия Кузнецова «Только вдвоем» (Катя Кротова), мелодраме Всеволода Плоткина «Просто Саша» (Ирина), военной драме Григория Чухрая «Трясина» (Лида).
В 1977 году Татьяна окончила Щукинское училище. Тогда же она снялась в остросюжетной ленте фильме «Поединок в тайге» в роли Юлии Владиславовны. В этой и последующих картинах (вплоть до второго замужества) она значилась в титрах как Татьяна Васильева.
На роль учительницы французского языка Лидии Михайловны в картину режиссера Евгения Ташкова «Уроки французского» пробовалось много актрис. Среди них была и наша героиня. Худсовету больше всех понравились Лия Ахеджакова и Евгения Симонова, а кандидатуру молодо
й никому не известной Васильевой даже не рассматривали - отыграла она хуже всех. Тем неожиданней стало решение Ташкова утвердить именно ее.
Сам Евгений Иванович объясняет свое решение так: «Комиссии очень понравилась Ахеджакова. Дали мне слово. Я сказал: «Да, лучше всех попробовалась Ахеджакова. Очень хорошо попробовалась Симонова. И хуже всех попробовалась Васильева. Попрошу утвердить мне Васильеву». Почему я так попросил? Потому что, когда есть профессиональная актриса, она будет играть профессионально доброго человека. Мне это не надо. Если профессионализм будет вылезать, я не смогу снимать. Мне нужен был просто добрый человек».
Члены худсовета были обескуражены, однако с решением Ташкова согласились: все помнили прецедент с «Адъютантом его превосходительства», когда Юрия Соломина не утверждали в роли шесть или семь раз. А после выхода той картины не было сомнений в правильности выбора Евгения Ивановича.
Ташков оказался прав и на этот раз. Попадание молодой актрисы в образ учительницы было просто идеальным. Пару Васильевой составил юный непрофессиональный актер, 12-летний детдомовец Миша Егоров, сыгравшего мальчика Володю. Действие картины происходило в голодные послевоенные годы. Героиня Васильевой под предлогом дополнительных уроков пытается помочь Володе, но тот отказывается. Тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, и, конечно, подыгрывает ему. Она поможет мальчику, но сама за азартные игры будет исключена из школы…
Татьяна Александровна рассказывает о съемках картины: «По ходу сюжета нам нужно было играть на деньги, я не умела этого делать, как, впрочем, и Миша. Ну, вы знаете, дети быстро учатся. Мы вживую играли в самой картине, как получалось, так и снимали. Невозможно было предугадать, куда полетит монетка. Иногда потихонечку бьешь, а она летит, Бог знает куда…»
Эта естественность и стала основным залогом успеха картины. «Уроки французского», поднявшие серьезные вопросы добросердечия и самопожертвования полюбились миллионам зрителей. Ныне этот замечательный фильм уже чуть подзабыт. А жаль…
До начала 80-х Татьяна Васильева снялась еще в ряде картин. Так в военной ленте режиссера Михаила Ершова «Десант на Орингу» она сыграла Валентину Григорьеву, в драме военных лет «День возвращения» - Александру, девушку из белорусского села, на долю которой выпали тяжелые испытания военной поры, в детективе «Частное лицо» - Татьяну Борисовну Скворцову, в киноповести «Честный, умный, неженатый...» - продавщицу Тамару, в фильме «Великий самоед» - курсистку Дашу. Одной из своих любимых лент сама актриса называет совместный советско-японский спортивный фильм «Путь к медалям», где ее героиней стала волейболистка Таня. «Это была поездка в Японию с очень хорошей группой, было очень весело. И роль очень хорошая, - вспоминает актриса. - Я играла девушку, которую любил молодой человек, а она вышла замуж за певца, его играл Миша Боярский. Это все оказалось пустым номером, и героиня потом возвращается к прежнему возлюбленному. Вся эта история происходит на фоне спортивной карьеры».
Говорят, когда у девочки счастливое детство, то и будущего мужа она чаще всего ищет по подобию своего отца. Татьяна Алекса
ндровна признается, что в какой-то степени это было и в ее подсознании. Отец для нее был идеалом мужчины, и таким же удивительным, неординарным человеком оказался режиссер Евгений Ташков, у которого она снялась в фильме «Уроки французского». Вот только был Евгений Иванович почти на тридцать лет ее старше – практически ровесник отца. И когда об их отношениях узнали, то для многих это стало шоком. Недоброжелатели сразу зашептали, мол, молодая девочка, актрисулька, решила выйти замуж по расчету за солидного человека…
Предложение выйти за него замуж Евгений Иванович сделал Татьяне после съемок фильма «Уроки французского». Тогда она ответила отказом. Вновь к этому вопросу они вернулись через год, и на этот раз Татьяна согласилась…
После свадьбы Ташковы отправились отдыхать на юг, а на обратном пути решили заехать в Волгоград, где проживали родные не только Татьяны, но и Евгения Ивановича. Поскольку родственники с обеих сторон не были рады этому браку, то молодожены решили отправиться каждый к своим. Татьяна Александровна вспоминает: «Только я вошла в дом, а мои: «Откуда ты? А где же Евгений Иванович? - Я: «Поехал к своим». Было такое разочарование, все почувствовали себя оскорбленными. У Жени было то же самое, первый вопрос, который он услышал, был таким: «А где же твоя Таня?» А мы друг другу назначили свидание через два дня в центре города, но, не дождавшись условленного срока, созвонились и пошли делать родственные визиты. Таким образом, все примирились…»
Вскоре у Ташковых родился сын Алексей. В этом браке Татьяна Александовна и Евгений Иванович нашли настоящее семейное счастье. Они вместе уже не один десяток лет. И на вопрос в чем же секрет, она отвечает: «Для этого нужно терпение и даже жертвенность, умение поступаться какими-то своими интересами ради другого». При этом уступки должны быть с обеих сторон, чтобы не было подавления личности. У них в семье это именно так…
С 1982 года Татьяна снималась в кино уже под фамилией Ташкова. Самой большой ее удачей стала роль в картине мужа «Подросток», поставленной по одноименному роману Ф.М.Достоевского. Татьяна Ташкова сыграла там Катерину Николаевну, а в главной роли Аркадия Долгорукого снялся сын Евгения Ивановича от предыдущего брака Евгений Ташков.
Среди других работ тех лет: Наташа Малышева в фильме «Таможня», Наташа Григорьева в драме «Личные счеты», Таня Земцова в фильме «Тревожное воскресенье», жена хоккеиста Лида Крынина в спортивной ленте «Такая жесткая игра – хоккей», Нина Богуш в фильме «Вызов», старший следователь областной транспортной прокуратуры Анастасия Харитоновна Стрельцова в криминальной драме «Ловкачи».
Параллельно съемкам в кино Татьяна Ташкова с 1983 года работала в Театре-студии киноактера.
С началом перестройки Татьяна Ташкова все реже снималась в кино. Предложения были, но она отказывалась. Актриса объясняла это так: «Когда началась перестройка, было несколько предложений сыграть роль, например, лесбиянки... Я не идеализирую все, что связано с профессией... Я просто в чем-то хочу участвовать, а в чем-то нет. Если мне нужно играть проститутку или лесбиянку, то я не хочу принимать участие в этом процессе. Наверное, это не профессионально, но для меня это важно. У меня рас
тет сын, и я никогда бы не стала сниматься в половом акте или просто в голом виде. Актрис, которые это делают, я не осуждаю, абсолютно. Каждый волен идти по тому пути, по которому он идет. Но я не хочу, чтобы мой сын когда-нибудь увидел меня в этом. Мне этого не надо…»
Так бывает – отказываешься раз, другой, потом режиссеры уже и сами перестают приглашать… В начале 90-х стали говорить, что Татьяна Ташкова ушла из профессии. А она не ушла, - просто временно занялась другой деятельностью, ведь выживать то надо было.
Татьяна Александровна окончила Художественную школу по обработке кожи, делала украшения, которые скупали дорогие салоны. «Увлеклась этим потому, что мне все нравится делать руками. У меня это получается», - говорила она.
Был момент, когда Татьяна Александровна устроилась на работу поваром в небольшую коммерческую организацию. Готовила обеды на шесть человек. Семья ей помогала, составляли меню, заготавливали продукты. В общем, жизнь продолжалась…
Позже Татьяна Александровна окончила международную банковскую школу по работе с ценными бумагами, работала в банке. Однако эта сфера деятельности оказалась ей не по душе.
Некоторое время Татьяна Ташкова руководила частной телекомпанией, сняв в тот период три документальных фильма о Карелии.
С возрождением российского кинематографа появилась востребованность в некогда популярных актерах. Татьяна Александровна вернулась на экран в 2004 году, снявшись в эпизодических ролях в сериалах «Ландыш серебристый-2» и «Виола Тараканова. В мире преступных страстей -1». Затем последовали более серьезные работы: Дита, дочь Утесова а биографической ленте «Утесов. Песня длиною в жизнь», Елизавета, мать Саши в сериале «Молодые и злые».
Большой резонанс имело ее участие в рекламном ролике об отбеливателе «Ас», где Татьяна Ташкова создала незабываемый образ тети Аси. Сыграно было так органично, что зрители отныне стали ассоциировать актрису с этой героиней.
В последние годы Татьяна Александровна регулярно снимается в кино, играя роли врачей, директоров или просто мам главных героев. Среди ее персонажей: Лидия Семеновна Кедрова в фильме «Экстренный вызов», Татьяна Михайловна в сериале «Провинциалка», Елена Рогова в мелодраме «Дар Божий», Анна Петровна Мыскина в драме «Вердикт», Рая Митрофанова в остросюжетном сериале «Спецкор отдела расследований».
Окружающие о Татьяне Александровне отзываются как об очень теплом, душевном человеке, готовом придти на помощь. Сама она признается, что не терпит цинизма и внутренней разнузданности. В людях ценит душевные отношения. «Любые отношения, даже дружеские, - говорит Татьяна Александровна, - требуют душевных затрат. Если близкие контакты завязываются только на материальных или деловых интересах, или, знаете, говорят, супружеские партнеры... Наверное, этого я никогда не пойму. Я считаю, что доброта, обмен душевной энергией, теплом - это самое главное». По ее убеждению, человек должен жить в гармонии с окружающим миром, с природой, с теми обстоятельствами, в которых оказывается. По своей натуре она – оптимист. В ее жизни было немало трудностей, но Татьяна Александровна никогда не отчаивалась, не опускала руки, всегда пыталась найти выход из сложившихся ситуаций.