Фотография Татьяны Данильянц естественно существует в пространстве авторских художественных «высказываний», утверждая свою феноменальность в органическом единстве с поэзией и кинематографом.
Кто хорошо видел Италию, тот никогда не будет несчастным.
Иоганн Вольфганг Гете
В воде Венеция плыла.
Борис Пастернак
Фотография Татьяны Данильянц естественно существует в пространстве авторских художественных «высказываний», утверждая свою феноменальность в органическом единстве с поэзией и кинематографом. В ее мгновенных «точечных» состояниях таится смысл поэтики автора: многослойная визуальность киноязыка и глубинная ассоциативность поэтического зрения.
Венеция для Татьяны Данильянц становится местом встреч этих художественных векторов, особых измерений, где проявляется интегральность ее творчества. Она превращается в сакральное место, уже освященное на Венецианской Биеннале 2007 года презентацией поэтической книги «Венецианское».
«Венецианское» звучало в книжном магазине «Acqua Alta» (что означает «высокая вода»), рядом с пьяццей Сан-Марко, в экзотической гондоле, упакованной в многочисленные «тексты», готовые плыть в соседстве с магическими венецианскими мирами Генри Джеймса, Томаса Элиота и Иосифа Бродского. Ее образность отчетливо просматривается в серии фотографий Татьяны Данильянц, поименованной автором «Венеция. На плаву». Она мерно покачивается в своей барочности, наполненной светом и отражениями, соединяя небо и землю зеркалом венецианской лагуны и многочисленных каналов. Пьяццы и пьяцетты, человеческие судьбы, страсти и желания, покой и равновесие скрываются в этих фотографиях, сближенных с изысканной венецианской живописью, с нюансировками Тинторетто, избегая прямой сюжетности и погружаясь в летейские венецианские воды, требующие забвения. В них практически везде появляется гондола, символ перехода из чувственного в идеальное, лодка, абсолютно созвучная человеческой душе, скользящий образ, присутствующий в пространстве лорда Байрона, Александра Блока и Бориса Пастернака. Ее контуры рифмуются с орнаментом ковра, свободно свисающего с сиденья гондолы, с декоративным рисунком на внутренних и внешних поверхностях лодки, с «психоделической» тональностью воды, окружающей ее лекальные формы и изгибы ее силуэта, снимая конкретность ситуации и наделяя фотографию универсальной «беспредметностью».
Оставаясь в границах классической визуальности «текста», фотокомпозиция художницы возвращает в современную культуру свою изначальную органику как универсальную информацию, существующую, по выражению Ролана Барта, в «безграничной империи знаков». В этих координатах феномен традиционной образности заменяется абсолютно новыми и в тоже время абсолютно глубинными архетипами и модулями, обращенными к «геометрии», «топографии» метафизических визуальных смыслов и ритуалов. Чтобы декодировать один из этих «ритуальных пикселей», необходимо проанализировать также предшествующие и последующие фазы его «памяти», формируя современный актуальный механизм зрения. Сканированная в этих «ритуальных» стратегиях, реальность обретает свое «разрешение», сохраняя фундаментальную традицию и, вместе с тем, реализуя технологическую метафору-термин: «наилучшее разрешение изображения».
Создавая новый визуально-информационный имидж, фотографии Татьяны Данильянц актуализируют традицию «русской беспредметности», но уже в другом, не в традиционно живописном измерении – в поэтических пространствах художницы она окрашивается рефлексией и восстанавливает «утраченное время». Ее образ интеллектуализируется и порой лишается своей чувственной телесности, обреченной на мутацию и полное преображение. Ее формы наглядно подчеркивают качественно новые связи искусства с философией языка, где зрение встречается с чистым сознанием, не обязательно требующим достоверности тактильного жеста. Абстрактность здесь отождествляется не только с безграничностью материи, но и с безграничностью и вариативностью концептуальных визуальных размышлений о качестве окружающей нас жизни, о ее расслоенной барочности, нуждающейся в особом диалоге, на который оказался неспособным монологичный авангард.
Художницу интересуют произведение не как ренессансное окно, не смотря на то, что образ «окна» в ее композициях постоянно присутствует, а произведение как система коммуникационных связей, как интеграл смыслов, как его контекст, раскрывающийся только через полноту визуального и нравственного интеллектуального опыта. В этом случае произведение несет в себе особую метрику и точку отсчета и вместе с тем, соблюдая всю свою субъективность, наполняется сверхличным началом.
В наглядности внутреннего плана фотографии просвечивает живая эволюция культуры и синхронно с ней – непосредственное переживание ее слоистых пространств самой Татьяной Данильянц. Оно хранит в себе способность вод Венеции сулить скорое возвращение, где каждый всплеск символизирует рождение и далее – путь, где дух и материя вступают в драматическую коллизию, но, в конечном счете, обретают покой под знаком единства и согласия.
Пластические символы в пространстве фотографии варьируются в своих воплощениях, открывая конкретную локальность, магическую предметность, ассоциируясь с равномерными рядами свайных конструкций, pali, потемневших от времени, составляющих незабываемую черту лагунного пейзажа, намечая фарватер Grand канала. Они сохраняют устойчивую образность, иконологию надежды, удерживая своими опорами стремящиеся освободиться гондолы. Их направленные ориентиры, как неаполитанское пение гондольеров, наполняются гармоническими реалиями искусства, единственного из чудес, посещающее мир даже в наши скептические дни. В его смыслах зависает вопрошание, однажды прозвучавшее в рефлексии Жака Дерриды: к чему смиренно грустить о центре, разве нельзя согласиться с тем, что знак не соотносится с центром? В его мерцающих образах живет освобождение души, уже испытавшей полноту творческого существования и вступившей в пределы идеального.
Виталий Пацюков
Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ – кинорежиссер, фотограф, поэт.
В 1994 году закончила МГХИ им. Сурикова (ф-т искусствоведения).
В 1995-1997гг. училась на Высших режиссерских курсах при ГОСКИНО (ф-т режиссуры).
В 1997, в Кракове закончила мастер-класс польского киноклассика Анджея Вайды.
Автор нескольких короткометражных и документальных фильмов:
«U» (2001); «Фрески снов» (2006); «Сад, который скрыт» (2007)
Автор трех поэтических книг стихов :
«Венецианское» (2005); «Белое» (2006); «Venezianita» (2007)
С 1995 года – член Союза фотохудожников.
Живет и работает в Москве.
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ
Коллективные:
2006 «Выставка творческих работ мастеров кино и рекламы», ММСИ, Москва
Персональные:
2006 ГЦСИ, Москва
2007 «Пэкшот», Киностудия им. Горького, Москва
2007 В программе «Контекст визуального», ГЦСИ, Москва
2007 Культурная Ассоциация "Аврора", Венеция, Италия
2008 Московский Международный Дом Музыки, Москва
Работы Татьяны Данильянц хранятся в частных коллекциях России, Западной Европы и Канады.