Популярные личности

Татьяна Ахутина

Нейропсихолог
На фото Татьяна Ахутина
Категория:
Дата рождения:
1941-08-16
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ.


Ахутина (Рябова) Татьяна Васильевна родилась 16 августа 1941. Нейропсихолог, окончила дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина (1963), работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А.Р. Лурия, затем - в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ в группе психолингвистики (под руководством проф. А.А. Леонтьева). А. - сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1972 г.), доктор психологических наук (с 1989), ведущий научный сотрудник, заведующая (с 1991 г.) лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ (базы - клиника нервных болезней 1 ММИ им. И.М. Сеченова, Центр социальной помощи детям и подросткам г. Москвы).

Области научных исследований: нейропсихология и психолингвистика. А. было показано различие нарушений смыслового программирования речи (внутренняя речь) и синтаксического оформления высказываний при динамической афазии (Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии. 1975). Клиническая практика позволила продолжить изучение афазии и разработку модели порождения речи. Этому была посвящена как ее первая публикация (Модель порождения речи по данным афазиологии. 1967), так и докторская диссертация, отраженная в книге (Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса. 1989). Последние годы А. работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Ею разработана методика "Числовой ряд" для развития навыков программирования и контроля (Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. В соавт. с Н.М.Пылаевой и Л.В. Яблоковой. // Школа здоровья. 1995, 4; Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. В соавт. с Н.М.Пылаевой. М., 1997).



Поделиться: