Командир эскадрильи 586-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Участвовала ещё в нескольких воздушных боях, в одном из которых опять чуть было не погибла... Всего совершила за войну 205 боевых вылетов на "Яках".
Своё первое боевое задание лётчица 586-го женского истребительного авиационного полка Т. У. Памятных получила в Июле 1942 года. Вспоминает сама Тамара Устиновна:
"Нам было поручено сопровождать транспортный самолёт, на котором летел на Сталинградский фронт член Государственного комитета обороны Клим Ворошилов. По прибытии я вылезла из кабины и подошла с докладом к одному из высоких по званию офицеров. Взглянув на меня, он спросил: "А лётчики где ?"
Я тогда была в звании Лейтенанта и ответила ему, что мы, девушки, и есть лётчики. Он мне откровенно не поверил. Затем обошёл все три наших самолёта, увидел в них за штурвалами ещё двух девчат, но даже после этого продолжал сомневаться в искренности моих слов ! Наконец спросил, как мы намерены возвращаться назад, на что я ему ответила: "Так же, как и прибыли сюда..."
Но самым памятным для Тамары Памятных оказался боевой вылет, совершённый несколько позднее, 19 Марта 1943 года.
Тогда, в паре с Раисой Сурначевской, они отразили налёт большой группы бомбардировщиков на железнодорожный узел Касторная, сбив при этом 4 самолёта. Вспоминает Тамара Устиновна:
"Однажды мы с моей ведомой Раисой Сурначевской получили задание перехватить и сбить немецкий разведывательный самолёт. Взлетев, мы довольно скоро обнаружили не один самолёт, а целых два соединения немецких бомбардировщиков общим количеством 42 машины ! Вот - те на !
Стремительно набрав высоту, мы спикировали на них, избрав своей целью лидирующие самолёты соединений, и в итоге каждая из нас сбила по одной машине. Повторив этот маневр, мы сбили ещё два бомбардировщика.
К тому времени у меня уже не оставалось патронов, и я решила пойти на таран. Я настолько приблизилась к одному из вражеских самолётов, что смогла отчётливо различить его лётчика - это был огромный детина с ожесточённым, яростным выражением лица. Я уже собиралась таранить его, как мой самолёт подбили, одно крыло отвалилось и машина, загоревшись, вошла в "штопор".
Возникшая перегрузка оказалась настолько сильной, что мои руки беспомощно болтались из стороны в сторону и я не могла даже ухватиться за привязные ремни, но всё же каким - то образом ухитрилась открыть "фонарь" кабины. В долю секунды у меня перед глазами промелькнула вся моя жизнь. Я собралась прыгать, по по - прежнему не могла расстегнуть ремни. Страха как такового не было - просто осознание близкой смерти. Наконец ремни расстегнулись, после чего мне даже не пришлось выпрыгивать из самолёта - мощным толчком меня буквально вышвырнуло из кабины !
Находясь на высоте около 150 метров, я выдернула кольцо, и надо мной раскрылся купол парашюта. Приземлившись, я принялась ощупывать себя, поскольку была уверена в том, что серьёзно ранена. Лицо моё действительно было всё в крови, которая стекала на камбинезон, да и чувствовала я себя отвратительно.
Подняв взгляд в небо, я увидела, что Раиса продолжает делать круги, готовясь к атаке на очередной бомбардировщик. В мозгу пронеслась мысль: "Если она пойдёт на них в одиночку, то неизбежно погибнет". И всё же я отправилась на телеграфную станцию, чтобы сообщить в свой полк, что мой самолёт разбился, а потом вдруг увидела, как через поле в мою сторону идет Раиса - была зима, кругом лежал снегЮ и мы обе были обуты в унты. Мы подошли друг к другу, обнялись, причём у обоих у нас было такое чувство, будто мы заново родились на свет.
И всё же, несмотря на то, что мы остались целы и невридимы, на душе у меня было неспокойно: я опасалась наказания за разбитый самолёт. Это был не столько страх, сколько ощущение того, что мне за это что - то "будет". А нас вместо этого вдруг взяли и представили к боевым наградам - ордену Красной Звезды ! Даже по радио сообщили, что мы заставили повернуть назад целое формирование немецких бомбардировщиков и сбили 4 из них !
Чуть позже английский король, прочитав об этом сообщении, прислал нам в подарок через советский МИД по золотым часам. На моих была выгравирована надпись: "Храброй и элегантной лётчице Лейтенанту Тамаре Памятных от короля Англии Георга VI!".
Командир эскадрильи 586-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Участвовала ещё в нескольких воздушных боях, в одном из которых опять чуть было не погибла... Всего совершила за войну 205 боевых вылетов на "Яках".
Тамары Устиновны была необычная, по - видимому, единственная в мире семья лётчиков - истребителей. В 1944 году она вышла замуж за известного советского лётчика - аса Николая Леонтьевича Часныка, сбившего в годы войны 27 вражеских самолётов. Их младший сын, Александр, пошёл по родительскому пути и тоже стал лётчиком - истребителем.
После окончания Великой Отечественной войны она не порвала с авиацией - работала диспетчером аэропорта Гражданского Воздушного Флота.