Видный японский предприниматель, меценат и общественный деятель, известный в литературе как поэт и писатель под псевдонимом Такаси Цудзии. Своей жизнью и творчеством представляет собой редкий пример плодотворного слияния высокой гуманитарной культуры и карьеры предпринимателя-новатора.
Родился в 1927 году в Токио в семье крупного предпринимателя-олигарха Ясудзиро Цуцуми, основателя концерна «Сэйбу». Испытав разочарование в нравственных ценностях, насаждаемых отцом, и испытывая неприязнь к моральному разложению соответствующего круга, вскоре после начала учёбы на экономическом факультете Токийского университета в знак протеста вступил в Коммунистическую партию Японии, став видным активистом её молодёжной ячейки, параллельно участвуя в студенческих додзинси. Двусмысленность отношений с отцом, его отторжение и в то же время попытки понять, впоследствии станут одним из лейтмотивов творчества Цуцуми, найдя свое логическое завершение в «Портрете отца» (2004). В 1951 году окончил Токийский университет. Перенесённый в те годы Цуцуми туберкулёз лёгких способствовал сближению с отцом и возобновлению казалось бы уже разорванных отношений. После выздоровления Цуцуми стал работать личным секретарём отца, бывшего в то время спикером палаты представителей японского парламента В те же годы начал пробовать себя в поэзии. В 1954 году поступил на службу в супермаркет, принадлежавший концерну отца, начав тем самым свою деловую карьеру. Назначение Цуцуми на должность директора супермаркета в 1955 году совпало с публикацией первого сборника стихов «Шаткое утро», напечатанного под псевдонимом Такаси Цудзии. Известность Цудзии-поэту принёс сборник «Чужестранец», удостоенный литературной премии Муро Сайсэя. С тех лет и до сегодняшних дней он продолжаетжить двойной жизнью предпринимателя Цуцуми и поэта Цудзии.
После смерти отца в 1964 году его «империю» унаследовал не Цуцуми, как ожидалось многими, а его сводный брат Ёсиаки. Событиям этих во многом переломных для Цуцуми лет посвящена повесть «Пора колебаний» (1969), ставшая его первой прозаической работой. В результате принятия ряда нетривиальных и прозорливых решений в 1970-е годы Цуцуми постепенно выдвинулся в число центральных фигур японского финансового мира: им были созданы новаторская сеть народных универмагов и круглосуточных дежурных магазинов, фонд культуры «Сэзон», инвестиционные компании, сети отелей, меценатское объединение крупнейших торговых и промышленных фирм, направленных на финансирование искусства, и др. Деятельность Цуцуми того периода запечатлена в автобиографической повести «Самая обычная весна» (1983, премия Хирабаяси).
Начало 1990-х, сопровождавшихся экономическим кризисом, сменившим годы бурного роста, ознаменовало смещение приоритетов: от Цуцуми-предпринимателя в пользу Цудзии-литератора. В 1992 году вышел поэтический сборник «Ультрамарин, мой намёк» (премия Таками). За ним последовала повесть «Радуга на мысе» (1994, премия Танидзаки), где вновь в автобиографичных тонах Цудзии обратился к теме многогранности человеческой природы. Своего рода итоговой работой Цудзии-писателя стала книга «Портрет отца» (2004, премия Номы). Продолжает активно публиковаться до сегодняшнего дня. Выпущенный в 2009 году сборник «Наброски к автобиографии в стихах» был удостоены Премии поэтов гэндайси.
Поэтическое творчество Цудзии пронизано интенсивной рефлексией над событиями прошлого, включая память о войне и своей революционной юности. Поэтика отличается амбивалентностью образов и сложным переплетением японской художественной традиции с завоеваниями экспериментальной западной поэзии XX века. Цудзии направлен на осмысление многомерности действительности и пытается нащупать понимание собственной роли и судьбы в её неразрывной взаимосвязи с устройством вселенной.