Композиторский стиль Сяо – это сочетание китайской народной культуры с традиционными западными техниками, которое появилось, когда в 50-х годах прошлого века она преподавала полифонию. Большую часть ее работ составляют произведения небольшого размера, например, для голоса и фортепиано.
Сяо родилась 4 апреля 1905 года в Тяньцзине (Tianjin), в очень культурной китайской семье, некоторые представители которой прославились в истории Китая (China). После того, как она изучала музыку в родном Китае, Сяо отправилась учиться в Королевскую консерваторию (Royal Conservatory) в Брюсселе (Bru
ssels), выиграв там в 1932 году первую премию. С 1935 по 1954 год она была замужем за немецким дирижером Германом Шерхеном (Hermann Scherchen), а их дочь Тона Шерхен (Tona Scherchen), родившаяся в 1938 году, в будущем также стала композитором. Сяо провела в Швейцарии (Switzerland) 14 лет, пропаганди
руя китайскую культуру с ее музыкой и литературой. Ее сюита 'Chinese Children's Suite', произведение для голоса и фортепиано 1938 года, стала одной из первых работ китайских композиторов, прославившихся на Западе, как и сюита для оркестра 'Huainian Zuguo' (A Commemoration of My Homeland).
В 1950
году, желая помогать развитию своей родины и иметь самостоятельную карьеру, вне зависимости от достижений мужа-дирижера, Сяо вернулась в Китай с тремя детьми, не зная, что больше она никогда не увидит Германа. Он скончался во Флоренции (Florence) летом 1966 года. Впрочем, Сяо была не первой и не по
следней его женой. Шерхен был женат пять раз и оставил огромное количество детей у своих жен и других женщин.
С момента возвращения на родину и вплоть до своей смерти, 26 ноября 1991 года, Сяо преподавала в Пекине (Beijing), в Центральной консерватории (Central Conservatory). Немалое количество
успешных китайских современных композиторов состоялись, благодаря ее мастерству педагога, и сохранили о Сяо яркие воспоминания. Ценность ее преподавательского опыта зависела также от того, что она была одной из первых китайских композиторов, из первых рук почерпнувших опыт работы с западной полифони
ей, а также все виды композиторских техник.
Увы, роль Сяо в качестве композитора в значительной степени игнорировалась, поскольку в течение очень долгих лет писать как независимый композитор в Китае было совершенно немыслимо. Только за несколько лет до ее смерти в консерватории состоялся, наконец
, концерт, включавший исключительно произведения Сяо Шусянь, после чего были опубликованы ноты ее работ. В дополнение к педагогической и композиторской деятельности, Сяо также переводила на китайский язык западную музыкальную литературу.
Композиторский стиль Сяо – это сочетание китайской народно
й культуры с традиционными западными техниками, которое появилось, когда в 50-х годах прошлого века она преподавала полифонию. Большую часть ее работ составляют произведения небольшого размера, например, для голоса и фортепиано. Одно из лучших ее сочинений - 'Piano Sonatina' в неоклассическом стиле.