Римский святой 3-го века; начиная со второй половины средневековья считается неформальным покровителем влюбленных.
Имя святого Валентина известно практически всем; увы, исторической точности его образу категорически не хватает. Доподлинно о святом известно немного – фактически, надежные данные исчерпывается лишь именем и местом смерти. Некоторые историки даже склонны считать, что в образе святого Валентина слились сразу два римских святых. Именно из-за столь вопиющей неточности имени святого Валентина довольно долго не было в католическом календаре святых.
В ранних версиях списков римских святых – вплоть до 400-го года нашей эры – имени 'Валентин' нет вообще; впервые упоминается оно в 'Martyrologium Hieronymianum', собранном из разных источников воедино где-то между 460-м и 544-м. 14-е февраля с именем святого Валентина впервые связал папа Геласий I (Gelasius I); интересно, что он включил Валентина в список тех, 'чьи имена уважаются людьми, но деяния известны лишь Богу'.
В 'Католической энциклопедии' ('Catholic Encyclopedia') и прочих агиографических источниках с 14-м февраля связано сразу три святых Валентина. Один из них был римским священником, другой – епископом Интерамны (Interamna); оба похоронены на Фламиниевой дороге (Via Flaminia), близ Рима (Rome). О третьем Валентине известно меньше всех; судя по косвенным данным, он – вместе с группой товарищей – пал мученической смертью в одной из африканских провинций Рима.
Точные данные о мученической смерти первых двух Валентинов официально записаны были много позже и содержат немалую толику откровенной мифичности; впрочем, общая часть в легендах этих имеется – что и заставляет некоторых полагать, что епископ и священник по сути являются одной личностью. В 'Римском мартирологе' ('Roman Martyrology') – официальном списке признанных римско-католической церковью святых – есть также лишь один Валентин.
Некоторые различия встречаются и в разных прочтениях истории Валентина. По самой известной версии легенды, Валентин был римским священником, ставшим мучеником во времена Клавдия II (Claudius II). Священник попал в тюрьму за помощь христианам, которых Клавдий преследовал довольно активно; помимо прочего, Валентин женил юные христианские пары. Утверждается, что изначально Клавдию и Валентину удалось поладить; увы, священник сумел вызвать гнев императора, попытавшись обратить его в истинную веру. Приговорили Валентина к побитию камнями; камни, однако, действия своего не возымели и священника пришлось обезглавить. Точная дата казни не называется; в разных источниках идут ссылки ни 269, 270 и 273 год.
В другой версии Валентин – бывший епископ Терни (Terni) – был приговорен к домашнему аресту. Надзиравший за священником судья ввязался со священником в религиозную дискуссию; в конечном итоге судья привел к священнику свою слепую приемную дочь и пообещал исполнить любое желание Валентина, если тот сможет вернуть девочке зрение. Возложением рук священник исцелил девочку – и потребовал, чтобы судья снес все стоящие вокруг дома языческих идолов и крестился. Судья не только сдержал слово, но – уже после крещения – еще и освободил всех находившихся в его ведении христиан. Позже Валентин был арестован вновь; на сей раз его отправили к самому императору. Как и в первой версии легенды, Клавдию священник нравился ровно до тех пор, пока не начал пытаться обратить его в христианство; Валентин был приговорен к побитию камнями и позже обезглавлен. В этой версии дата смерти называется точно – казнен Валентин был 14 февраля 269-го.