Отец Святослава Бэлзы, Игорь Бэлза, прославился как музыкальными произведениями, так и музыковедческой деятельностью. Святослав Бэлза тоже отлично разбирался в музыке; ничуть не хуже он владел и тайнами мировой литературы – в частности, секретами творчества Уильяма Шекспира.
Святослав Игоревич Бэлза – русский специалист по музыке и литературе, критик и эссеист, автор ряда проектов по популяризации классической музыки, театра и балета.
Родился Бэлза в Челябинске; отец его, Игорь Федорович Бэлза, был советским музыкантом, композитором и специалистом по истории искусств (родом он был из Варшавы). В 1965-м Святослав окончил филологический факультет Московского Университета и устроился в Институт ми
ровой литературы Горького при Российской Академии Наук.
В период с 1979-го по 1989-й Бэлза активно писал для 'Литературной газеты', прежде всего, обзоры на иностранную литературу. Из-под пера его вышло более 300 эссе; специализировался Бэлза на иностранной литературе и влиянию европейской культуры на русских авторов. Среди самых известных работ его следует отметить труды 'Брюсов и Данте', 'Брюсов и Польша', 'Дон Кихот в русск
й поэзии', 'Польские связи П.А.Вяземского', 'Грэм Грин', 'Пушкин и культурная общность славянских народов', 'Данте и русская поэзия первой четверти 20-го века', 'Розанов и его читатели' и 'Словацкая литература'.
Святослав Игоревич писал предисловия и послесловия для русских изданий целого ряда классиков зарубежной литературы – Уильяма Шекспира (William Shakespeare) и Оскара Уайльда (Oscar Wilde), Александра Дюма (Alexandre D
mas) и Оноре де Бальзака (Honoré de Balzac), Жюля Верна (Jules Verne) и Грэма Грина (Graham Greene), Чарльза Сноу (C. P. Snow) и Эдгара По (Edgar Allan Poe), Яна Парандовского (Jan Parandowski) и Станислава Лема (Stanislaw Lem), Славомира Мрожека (Sławomir Mrożek), Теодора Парницкого (Teodor Parnicki) и Ярослава Ивашкевича (Jarosław Iwaszkiewicz). Одной из любимых тем Бэлзы было творчество Шекспира – он по
раву считался одним из виднейших шекспироведов страны и в свое время сыграл большую роль в обработке творчества другого видного русского шекспироведа Михаила Морозова. Немалый интерес в свое время вызвала написанная Бэлзой книга 'Человек читающий. Homo Legens' – необычное и нетривиальное исследование способностей современного человека к чтению, играющих особую роль в возрасте, когда 'игра становится важнее реальности'. Статьи
эссе Бэлзы были известны не только русским читателям и ученым – их регулярно переводили и на иностранные языки.
В 1987-м Святослав Бэлза впервые выступил на советском телевидении; вскоре ему доверили вести собственную программу 'Музыка в эфире'. В период с 1993-го по 1995-й Бэлза работал художественным директором музыкально-развлекательного подразделения Останкино. В 1997-м Святослав Игоревич получил работу на канале 'Культу
а'; здесь он принимал участие в работе над такими известными проектами, как 'Шедевры мирового музыкального театра' и 'В вашем доме'. Вместе с Марией Максаковой он вел популярную программу 'Романтика романса', вместе с Аллой Сигаловой – программы 'Большая опера' и 'Большой балет'.
За свои труды на литературном, музыкальном и просветительском поприще Святослав Игоревич был удостоен целого ряда крупных премий и наград. 27 октябр
2000-го он получил орден Дружбы, в 2011-м – Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства, 13 апреля 2012-го – орден 'За заслуги перед Отечеством' IV степени, а в 2013-м – Премию правительства Российской Федерации в области культуры, за запуск проекта 'Большой балет'.
Скончался Святослав Игоревич Бэлза 3 июня 2014-го, в Мюнхене; на момент смерти выдающемуся литературоведу и критику было 72 года