После окончания школы Светлана Смирнова по совету руководителя театра отправилась в Ленинград – поступать в театральный ВУЗ. В незнакомый город девушка приехала одна, с маленьким чемоданчиком, 20-ю рублями денег и глазами, полными страха. Но город, как говорится, сразу принял ее, и Светлана ответила ему любовью. Она вспоминает: «Когда я только приехала, я услышала перезвон церковных колоколов и сразу подумала, что все будет хорошо. Потом я загадывала, если перед экзаменом я услышу колокольный звон - удача мне улыбнется. Я даже специально выстраивала свой маршрут так, чтобы оказаться возле храма…»
Народная артистка России (2005)
Лауреат Приза редакции журнала «Советский экран» «За лучший актерский дебют» (1976, за фильм «Чужие письма»)
Лауреат Премии ТЭФИ (1998, на роль в сериале «Улицы разбитых фонарей», серия «Моль бледная»)
Лауреат Премии «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль» (2000, за фильм «Четырнадцать цветов радуги»)
Лауреат Премии «Золотой подсвечник» за дубляж фильма «Бойцовский клуб»
Светлана Смирнова родилась в поселке Юдино под Казанью. По ее собственным словам - глушь такая, что до города и добраться-то было сложно, особенно в пору дождей, когда дороги превращались в грязную жижу. «Это мои самые больные воспоминания – признается актриса - российская глубинка беспросветна: мужики пьют, бабы рано стареют, а ребятишки на все это смотрят и хорошо, если в какой-то момент начинают осознавать, что жизнь может быть совсем другой, и, слава Богу, если попадается им в этот миг хороший учитель и друг...»
Светлане повезло, в третьем классе она увлеклась танцами, потом ее затянуло в драматический кружок при Доме пионеров, и она попала в руки гениального человека Юрия Леонидовича Калинина. Под его руководством Светлана и делала свои первые шаги на актерском поприще. Постепенно их драмкружок превратился в настоящий театр: зимой ребята играли спектакли, зарабатывали деньги, а летом на эти деньги снимали кино - самое настоящее, игровое кино на 8-милимитровой кинопленке. В этом театре Светлана в 13 лет сыграла Джульетту и получила за эту роль свое первое звание – «Заслуженная артистка пионерского театра «Рябинка».
После окончания школы Светлана Смирнова по совету руководителя театра отправилась в Ленинград – поступать в театральный ВУЗ. В незнакомый город девушка приехала одна, с маленьким чемоданчиком, 20-ю рублями денег и глазами, полными страха. Но город, как говорится, сразу принял ее, и Светлана ответила ему любовью. Она вспоминает: «Когда я только приехала, я услышала перезвон церковных колоколов и сразу подумала, что все будет хорошо. Потом я загадывала, если перед экзаменом я услышу колокольный звон - удача мне улыбнется. Я даже специально выстраивала свой маршрут так, чтобы оказаться возле храма…»
Неожиданно для самой себя, Светлана Смирнова довольно легко поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на курс З.Я. Корогодского. Началась учеба…
На втором курсе она познакомилась со своим будущим мужем, также актером. «По амплуа он был героем-любовником, сами понимаете - красавец, к тому же умный, замечательный, настоящий мужчина. По крайней мере, мне он тогда таким казался», - вспоминает Светлана Станиславовна. Спустя некоторое время они поженились, а через неделю после получения диплома Светлана Смирнова родила дочку…
В то время студентам ЛГИТМиК (как и студентам многих других театральных вузов) строго-настрого запрещали съемки в кино. Нарушение запрета грозило отчислением. Исключения бывали лишь в единичных случаях (на курсе Светланы Смирновой таким исключением пользовался Юрий Каморный).
Светлана Смирнова училась на втором курсе, когда режиссер Илья Авербах предложил ей прийти на пробы к его фильму «Чужие письма». «Ты можешь не сниматься, но попробоваться должна», - сказал он. На роль Зинки Бегунковой пробовались несколько актрис, в том числе Ирина Мазуркевич. Но по разным причинам их кандидатуры отпали, и в итоге роль досталась Светлане.
Сюжет картины строился вокруг двух героинь - одинокой учительницы Веры Ивановны (эту роль исполнила Ирина Купченко) и 16-летней максималистки, девушки-старшеклассницы Зины Бегунковой. Типичное столкновение поколений, разделенных непреодолимой пропастью вза
имного непонимания.
Съемки фильма проходили летом 1975 года, когда у студентов были каникулы. Светлана тайком бегала на съемочную площадку и надеялась только на то, что когда картина выйдет на экраны ее, уже признанную артистку не посмеют отчислить из института. К счастью все обошлось… Премьера картины, состоялась 24 августа 1976 года и сразу вызвала высокие оценки у специалистов. «Картина поставлена психологически тонко, неоднозначно. Ирина Купченко и Светлана Смирнова составили замечательный актерский дуэт. Характеры их героинь вылеплены объемно, узнаваемо, живо», - писал Александр Федоров. Фильм «Чужие письма» получил призы на I МКФ в Неаполе и на IX МКФ в Салониках. А сама Светлана Смирнова была удостоена Приза редакции журнала «Советский экран» «За лучший актерский дебют».
В 1977 году Светлана Смирнова окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Как молодой специалист она была распределена в ТЮЗ им. А.А.Брянцева. Его сцене молодая актриса отдала три года, играла в спектаклях «Бемби», «Комедия ошибок», «Открытый урок».
В эти же годы Светлана Смирнова сыграла несколько ярких ролей в кино, на долгое время оставшихся в памяти зрителей. Это - трогательная принцесса Алели в музыкальном фильме-сказке режиссера Игоря Вознесенского «Кольца Альманзора», восхитительная, полная благородства Абигайль Черчилл в телевизионном историческом фильме режиссера Юлия Карасика «Стакан воды», эгоистичная, чёрствая, неблагодарная девица Тамарочка Болотникова, выгоняющая из дома свою мать в фильме Иосифа Хейфица «Впервые замужем». Вот такие разные, совершенно противоположные образы, подчеркивающие широту и многогранность актерского таланта Светланы Смирновой.
В 1981 году Светлана Смирнова покинула ТЮЗ. Некоторое время она работала в Студии киноактёра на Ленфильме и в Театре-студии «Время», а в 1983 году была принята в труппу Театра имени Ленсовета. Звали актрису в Москву, но она отказалась. Питер уже полностью завладел ее сердцем…
Между после первых киноработ к Светлане Смирновой пришла известность. Многочисленные поклонники присылали на адрес театра свои признания. Почему-то особенно часто приходили письма от заключенных. Светлана Станиславовна рассказывает, что поначалу старалась отвечать всем, сочувствовала им, успокаивала, обещала, что и у них все сложится хорошо. Но когда один ЗЭКа сообщил ей, что влюблен и приедет, как только освободится, она не на шутку испугалась. «Подруга ЗЭКа - это, конечно, почетно, но не для меня, я уж как-нибудь с мужем и дочуркой проживу, тихо и спокойно, без золотых россыпей и песцовых манто», - с иронией рассказывает актриса. С тех пор она прекратила свою «благотворительную» переписку и наказала в театре строго настрого никому не сообщать домашний адрес.
В 80-е годы вышло немало картин с участием Светланы Смирновой. Это и мелодрама «С тех пор, как мы вместе» (Надя Чистякова), и мелодрама «Люби меня, как я тебя» (Ксения), и фантастический фильм «Письма мертвого человека» (Тереза), и культовый детектив «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (Мисс Уэстери), и приключенческий фильм «Узник замка Иф» (Эрмина Данглар).
В 1988 году Смирнова сыграла главную роль в мелодраме режиссера Алексея Праченко «Дама с попугаем». Ее героиней стала любящая мать и одинокая женщина, учительница музыки Елена Ивановна Степанцова. Главную мужскую роль исполнил бесподобный актер Александр Жарков.
Отыграв недолгое время в Салоне-театре «Санкт-Петербург» (спектакли: «Дядя Ваня», «Два Брата», «Синдром любви»), Светлана Смирнова в 1992 году перешла в Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр)
. Ее дебютом стала роль Сони в спектакле «Маков цвет», который достаточно неоднозначно был принят как зрителями, так и специалистами. Однако, несмотря на это, уже тогда всем стало ясно, что труппа обрела новую звезду.
Практически сразу актриса заняла одно из ведущих мест в театре. Специалисты отмечали глубину ее драматического дарования, мощный темперамент, выразительность игры. За долгие годы работы в театре Светлана Смирнова сыграла много разноплановых ролей, среди которых: Сири фон Эссен в спектакле «Кто сильнее?», Анна Андреевна в гоголевском «Ревизоре», Суфлерша-наркоманка в «Снежных королевах», Анна Петровна в «Петербурге», собирательный образ Бабы в «Иванах», Наталья Дмитриевна в «Горе от ума», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Баронесса Штраль в лермонтовском «Маскараде».
А вот с кинематографом дела обстояли хуже. В начале десятилетия актриса еще снималась (хотя это и были роли второго плана или эпизоды), а с середины 90-х исчезла с экранов. Российское кино находилось в упадке, и хороших ролей Светлане Смирновой просто не предлагали.
В 1998 году режиссер Дмитрий Светозаров, с которым Светлана Смирнова была знакома еще с фильма «Чужие письма», пригласил ее на роль Ларисы Сердобольской в сериал «Улицы разбитых фонарей». Серия называлась «Моль бледная» и рассказывала о невзрачной женщине, старой деве, обладающей притягательным, хорошо поставленным голосом и работающей на «интимном телефоне». Светлана Станиславовна рассказывала: «Я в творчестве авантюристка, мне все время предлагают роли драматические, с разбитой судьбой, а мне не хватает комедии - а здесь такой забавный сценарий: бесцветная сотрудница службы «секс по телефону» после работы превращается в женщину-вамп и мочит богатых мужиков».
Серия получилась просто великолепной. И до нее и после в «Улицах разбитых фонарей» было еще немало серий, но зрители чаще других отмечали именно «Моль бледную». За эту работу Светлана Смирнова была отмечена престижной премией ТЭФИ. Вслед за «Молью бледной» Светлана Смирнова снялась еще в одной картине Дмитрия Светозарова – драме «Четырнадцать цветов радуги». Роль проститутки-наркоманки Алисы принесла актрисе еще одну престижную премию - Премию фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль». Возвращение Светланы Смирновой на экран состоялось!
Светлана Смирнова по-прежнему снимается в кино, хотя, может быть, и не так часто, как хотелось бы ее поклонникам. Одна из лучших работ первого десятилетия 2000-х – роль Катерины Ивановны, жены Мармеладова в сериале «Преступление и наказание» по одноименному роману Достоевского. Ну а режиссер сериала – все тот же Дмитрий Светозаров.
Кроме того, актриса много лет работает на озвучании зарубежных кинофильмов и мультипликации. И здесь ее работа не остается без внимания. За дубляж фильма «Бойцовский клуб» Светлана Смирнова была удостоена премии «Золотой подсвечник».
С первым мужем Светлана Смирнова прожила вместе достаточно долго. В их жизни было всякое: измены, алкоголь… Но в какой-то момент актриса почувствовала, что больше так жить не может. Светлана Станиславовна вспоминает: «Мы прожили вместе почти двадцать лет, пока дочка не сказала: "Мам, а может, хватит?", - на нее вся эта атмосфера тоже действовала не лучшим образом. Я собралась с остатком сил и ушла...»
Некоторое время она была одна, и ей воздалось за ее терпение. Светлана Станиславовна встретила новую любовь в лице актера театра Владимира Миронова. С этим человеком она почувствовала себя спокойной и защищенной, как никогда с ней не было в жизни. А еще она стала бабушкой. Это ли не счастье?
Дочь Светланы Смирновой не пошла по стопам мамы – она работает в косметическом салоне.