Слабовидение - не очень страшное слово. На самом деле означает оно большую беду, касающуюся прежде всего детей. Больной ребенок видит лишь на четверть, то есть не может ни читать вдосталь, ни играть взахлеб. По сути дела, он - инвалид. Я вспоминаю детский сад неподалеку от моего дома в Москве: все до единого детки в очках, часто одно стекло заклеено пластырем - грустное впечатление... Сурма Туманян - один из ведущих специалистов в мире по этой проблеме.
- Сурма Ореговна, вы носите знаменитую армянскую фамилию - Туманян...
- Классик армянской литературы Ованес Туманян - мой дед. Меня воспитывала его жена, то есть моя бабушка. Жизнь не баловала меня в детстве: невинной жертвой 37-го года пал мой отец, пострадала и мать. Но жизнь не озлобила меня - скорее, наоборот. Я старалась воспитывать добро в моих детях, а теперь - и во внуках. Именно стремление к добру вело меня в жизни и в любимом деле. В целом я довольна своей работой. Разработанный мною метод лечения слабовидения доведен до ума и сегодня востребован.
- О методе мы еще поговорим, расскажите, пожалуйста, о начале вашего пути в медицине.
- Я окончила Ереванский мединститут и 5 лет проработала в одном из районов Армении. В дальнейшем моя жизнь связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом), в этом родном и близком мне городе я работаю уже без малого 40 лет. Тонкости своей профессии я познавала в отделении охраны зрения детей НИИ имени Гельмгольца. Основной круг моих интересов - патология зрения детей: косоглазие и амблиопия (понижение остроты зрения), аномалии рефракции, нистагм, слабовидение. К сожалению, перечисленные виды патологии широко распространены среди детей и часто носят врожденный и комбинированный характер. Особого внимания требуют слабовидящие дети, даже если они обучаются в специализированных учреждениях. Хотя, конечно, каждый вид патологии и каждый больной требуют индивидуального подхода и последовательности в лечении.
- Теперь, Сурма Ореговна, чуть подробнее о разработанном вами методе лечения слабовидения.
- Почти 30 лет назад академик Наталья Петровна Бехтерева предложила мне работу по изучению состояния центральных звеньев мозга при понижении остроты зрения. Я с радостью взялась за нее, стремясь не столько к получению ученой степени, сколько к нахождению новых, более эффективных терапевтических подходов к лечению этого вида патологии зрения. Почти 10-летний труд позволил прийти как минимум к одному принципиальному выводу: альфа-ритм затылочных областей мозга имеет прямое отношение к реализации зрительной функции, в нем отражается состояние корковых звеньев, участвующих в обеспечении этой функции.
- Извините, Сурма Ореговна, но вам придется преподать мне небольшой курс ликбеза: что такое альфа-ритм?
- В биоэлектрической активности мозга взрослого человека можно выделить синусоидальные ритмичные колебания биопотенциалов характерной веретенообразной формы с амплитудой в среднем 30-60 микровольт и частотой 8-13 герц. Это и есть альфа-ритм. Как правило, он максимально выражен в затылочных областях мозга в состоянии покоя с закрытыми глазами. Становление альфа-ритма происходит с возрастом, с момента рождения ребенка - до 16-18 лет. В связи с тем, что в альфа-ритме затылочных областей отражается состояние центральных или корковых звеньев управления зрительной функцией, нормализация последней должна сопровождаться усилением выраженности альфа-ритма. С другой стороны, можно предположить, что альфа-ритм определяет состояние зрительного входа, подготавливая его к приему и обработке информации. Поэтому тренировка альфа-ритма должна способствовать нормализации зрительной функции.
- В этом, надо думать, и состоит идея вашего метода. Но от идеи до ее воплощения, как говаривал классик, - дистанция огромного размера.
- Метод основан на тренировке альфа-ритма затылочных областей мозга в диапазоне, индивидуальном для каждого больного ребенка, и сопровождается лечебным эффектом, а именно: повышением остроты зрения и улучшением зрительной активности ребенка в быту. Для тренировки альфа-ритма были созданы разные варианты аппаратно-программных компьютерных комплексов. Последний, наиболее эффективный метод был разработан при участии кандидата физико-математических наук Александра Кечека. Он, по существу, возник на стыке офтальмологии, электрофизиологии и компьютерной технологии. Его суть состоит в обучении пациента умению управлять уровнем альфа-активности затылочных областей мозга посредством установления контроля над ним с помощью сигналов внешней обратной связи - включением (положительный сигнал) и выключением (отрицательный сигнал) изображения на экране телевизора, то есть используется зрительная обратная связь. В ходе лечения от затылочных областей мозга отводится биоэлектрическая активность, которая поступает в компьютер, где анализируется специальной программой.
- Какова методика лечения?
- Курс лечебных тренировок состоит из 10-20 сеансов, каждый протяженностью в 15-20 минут. Сеансы проводятся 3-5 раз в неделю, а весь курс занимает от одного до двух месяцев. При необходимости повторные курсы проводятся не ранее, чем через месяц. Лечебные тренировки проводятся при наблюдении видеофильма каждым глазом раздельно и/или обоими вместе. Пациент сидит в удобном кресле в умеренно освещенной и изолированной от шума комнате перед экраном телевизора на расстоянии 1,5-3,5 метров (в зависимости от остроты зрения). Опускаю довольно сложный процесс настройки аппаратуры, после которого можно перейти непосредственно к лечебному сеансу. Для этого включается телевизор, пациента просят открыть глаза и смотреть так, чтобы экран телевизора оставался включенным по возможности дольше. Пациент самостоятельно находит путь включения экрана, изменяя уровень альфа-ритма в выбранном диапазоне частот. Так, в момент исчезновения предметного изображения больному предлагают при "тренировке на релаксацию" не фиксировать внимание на экране телевизора, а смотреть как бы сквозь него. При "тренировке на активацию" он должен сконцентрировать зрительное внимание, например, на специальном маркере на панели телевизора. После нескольких сеансов тренировок мы выясняем у пациента (если, конечно, он старше 6-7 лет), чувствует ли он, что сам произвольно включает изображение. Возникновение у пациента такого ощущения желательно и в дальнейшем используется для самотренировки.
- Сколько пациентов прошли лечение вашим методом и какова его новизна?
- Метод использован для лечения свыше 700 детей, в основном в Санкт-Петербургском глазном консультативно-диагностическом центре. Он с успехом применяется и в ряде других лечебных учреждений России. Я надеюсь, что возможности этого подхода и его совершенствования далеко не исчерпаны. Он имеет перспективу развития и применения в профессиональном обучении, тренировке внимания и т. п. Нередко родители обращают внимание на то, что даже при отсутствии у лечившихся детей значительных сдвигов в остроте зрения, их зрительная активность и внимание возрастают на близком расстоянии,что позволяет детям лучше учиться, рисовать и моделировать. Метод защищен Патентом Российской федерации и так и называется: "Method of Tumanian S.A. Correction of visual functions with priority of 15.12.1994".
- Конференция в Нью-Йорке - ваша международная премьера?
- Нет, данные об использовании метода доложены и опубликованы также на Международных конференциях в Мадриде, в 1996году, и в Италии, в 1998 году. Хочу отметить, что рассказанный вам метод почти лишен противопоказаний и может быть использован даже у лиц с так называемой судорожной готовностью при периодическом электроэнцефалографическом контроле. Кроме того, он автоматизирован и достаточно прост в исполнении и квалифицированно выполняется средним медицинским персоналом под врачебным контролем. Лечение приводит к достаточно стойкому повышению остроты зрения. В отдельных случаях наблюдалось частичное снижение достигнутой остроты зрения, и повторные курсы тренировок альфа-ритма приводили к быстрому восстановлению ранее достигнутого уровня.
- Лечение в вашем центре платное?
- Да. Один сеанс стоит 30 рублей, длится он, как я уже сказала, 20 минут. Обслуживают пациентов 5 медсестер, лечение проходит в их нерабочее время. Приведу пример лечения мальчика из Москвы. Он приезжал лечиться 3 раза. И хотя повышение остроты зрения было небольшое, но ребенок начал читать, мельче писать, стал обучаем. Родители стали просто cчастливыми людьми.
- Поговорим теперь, если не возражаете, о жизни в вашем родном городе. Дело давнее, но мне хотелось бы узнать, почему Собчак проиграл на выборах мэра города Яковлеву?
- Проиграл он закономерно: был слишком самоуверен. А Яковлев - прагматик, знающий болевые точки города: реконструкция улиц, фасадов зданий, приведение в порядок транспортных развязок и так далее. Недавно был проведен опрос потенциальных избирателей. 3% опрошенных голосовали бы за Собчака, более 70% - за Яковлева. Ему, конечно, не хватает собчаковского шарма, но шарм - не главное. Я приветствую возвращение Собчака, поскольку в приписываемые ему нарушениях закона никогда не верила. В то же время мне не хотелось бы, чтобы он стоял за спиной своего адвоката - Людмилы Нарусовой.
- Уж не из-за нее ли Собчак проиграл выборы?
- Свой вклад в проигрыш она, конечно, внесла...
- В поездке в Соединенные Штаты вас сопровождает ваш муж - Артем Акопович Тотолян, академик медицины, крупный ученый в области молекулярной микробиологии. А какую профессию выбрали дети?
- Сын заведует лабораторией клинической иммунологии в бывшем Ленинградском 1-м медицинском институте, теперь он называется Медицинским университетом имени академика Павлова. Недавно стал, по совместительству, главным иммунологом Санкт-Петербурга. Дочь - директор средней школы, где профилирующими являются французский язык и... юриспруденция. Странное сочетание, правда? А объясняется нынешней российской жизнью: дочь сдала часть помещений школы юридической фирме - бесплатно, однако взамен фирма обучает детей премудростям юридической науки.
- Дети смотрят на Запад?
- Они какие-то уникальные в этом отношении люди: считают, что должны быть там, где их родители, а мы с мужем эмигрировать не собираемся. И еще: Россия, Санкт-Петербург для них - родная среда, в которой не нужно адаптироваться и прочее. Здесь, считают дети, они принесут людям наибольшую пользу. Поездить, постажироваться, поглядеть белый свет -да, но на постоянно - нет.
- А из ваших коллег, учеников многие уехали?
- Всего лишь двое. Три-четыре человека оставили медицинскую науку, подались в коммерцию. Но ядро - осталось. Молодежь сейчас - не знаю по какой причине - пошла в науку. Со мной работают не только выпускники медицинских институтов, но и Техноложки, Политехнического института, биофака Университета.