Знаменитый индийский ученый, профессор образовательных технологий в Ньюкаслском Университете (Newcastle University), лауреат множества международных премий. В современном научном мире до сих пор нет точного мнения насчет исследований профессора Митры – с одной стороны, они революционны и в одночасье меняют векторы дальнейшего развития науки, с другой – они во многом спорны и не имеют четкой научной базы, то есть, говоря простым языком, заметно обгоняют другие современные исследования.
Родился Сугата Митра 12 февраля 1952-го года в Калькутте, Индия (Calcutta, India) в бенгальской семье. Интерес к науке у него проснулся с самого раннего детства: в школе он считался одним из лучших учеников, потом успешно закончил Индийский Технологический Университет (Indian Institute of Technology), там же защитил докторскую степень по физике твердого тела. Впрочем, в отличие от многих других ученых, профессор Митра не ограничивался исключительно физикой: так, в 1970-х он активно занимался молекулярной биологией, а чуть позже – исследованиями энергии и созданием нового типа батарей для нужд армии. В ходе исследования Митра обратился к тому, как поток электричества проходил сквозь биологический организм и, в частности, человеческое тело. Позже результаты этих исследований были освещены в работе о местоположении органов чувств в человеческом теле, однако эта работа стала наиболее противоречивой в его научной деятельности. Еще до появления Интернета Митра построил компьютерную сеть для местной газеты, которая позволяла ускорить процесс печати и передачи информации внутри редакции.
Постепенно его научные интересы обратились к исследованиям человеческого мозга и восприятия. Митру особенно интересовали когнитивные процессы, исследования человеческой памят
и и непосредственное наблюдение за процессом образования с точки зрения ученого. Так, именно ему принадлежит идея обучения детей без участия учителя, которое получила более четкую структуру лишь после проведения эксперимента под названием 'Дыра в стене' (Hole in Wall).
За свои исследования он был удостоен нескольких премий, среди которых 'Leonardo European Corporate Learning Award', которую он получил в номинации 'Пересекая границу' (Crossing Border category), а также 'Dewang Mehta Award', которой он был награжден за инновации в информационных технологиях.
Впрочем, наибольшую известность профессор Митра получил в области, которая максимально далеко находится от точных наук — в педагогике. Именно вышеупомянутый эксперимент 'Дыра в стене' прославил его на весь мир и отрыл западным ученым довольно богатую индийскую педагогическую школу. Эксперимент заключался в том, что в одной из школ в Калькутте помещался компьютер на английском, причем ни один из учеников не владел этим языком; детям было разрешено свободно использовать компьютер, а также играть в любые игры, которые они только смогут найти. Так, всего за несколько часов дети без посторонней помощи выходили в Интернет, играли в игры, находили интересующую их информацию, преодолевая не только язык
овой, но и технологический барьеры.
Эксперимент стал открытием не только для западных ученых, но и для соотечественников Митры, которые в течение нескольких месяцев сумели заметно поднять уровень образования в школах, использую методы, предложенные им. Интересно еще и то, что эксперимент повлиял не только на детей, но и на коллег и даже политиков: если в науке на протяжении столетий бытовало мнение, что ничего невозможно открыть, если не владеть определенными знаниями, то профессор Митра в одночасье опроверг это мнение, доказав, что человеческий мозг может генерировать новые идеи, даже не владея определенным кодом (в эксперименте это был языковой барьер, который легко преодолевался детьми).
В 2013-м году профессор Митра стал лауреатом премии TED Prize. Одна из самых престижных премий, она присуждается исключительно за заслуги в науке, искусстве и политике, которые меняют жизнь обычных людей в лучшую сторону. Впрочем, ни его имя и известность, ни награды не отняли у профессора Митры его чувство юмора и любовь к детям, которая, по его словам, двигала его на дальнейшие исследования: 'Я верю, что дети, оставленные на 9 месяцев наедине с компьютером на любом языке где-нибудь в деревне, приобретут то же количество знаний, что любой секретарь на Западе'