В Ленинград приехал Вертинский, был дан концерт. В первом отделении выступал Александр Николаевич, в другом я. Аккомпанировали цыганские гитаристы. После выступления они много говорили лестных слов на своем языке, признав меня за цыганку.
Из воспоминаний: "Родилась я 5 октября 1902 года в Ленинграде. Национальность - турчанка. Отец, высокоодаренный человек, закончил два университета, один в Париже, другой в Петербурге. Мать была ботаником. Вся семья состояла из семи человек и замечательной няни, которой восхищались мои друзья и знакомые. Прожила наша няня 93 года, до 1964-го.
В жизни мне довелось многому учиться, а потом учить и самой. Училась в гимназии у княгини Оболенской всевозможным манерам, там был представительный класс. Закончив реальное училище, училась в Технологическом институте на кафедре химии. Некоторое время училась в балетной школе. В Академии художеств. Затем поступила в театральное училище, училась там четыре года. Во время театральной учебы услышала выступление цыганского хора и навсегда увлеклась цыганской песней, романсом. Однажды спела в обществе писателей, где были , Н. Тихонов, , Б. Лавренев, , О. Берггольц, , В. Воеводин и другие. Посоветовали серьезно заняться пением. А когда мое пение услышал знаменитый цыганский дирижер, гитарист и композитор Петр Истомин, то свел меня в хор Шишкина и Полякова, где я некоторое время и выступала. Однако долго петь не пришлось, в связи с тем, что невозможно было совмещать учебу в театральном училище и выступления в хоре.
Окончив училище, работала в ленинградских драматических театрах, после чего была принята по конкурсу в Театр юного зрителя под руководством А. А.Брянцева."
В ТЮЗе Стронгилла Шеббетаевна сыграла много ответственных ролей. Будучи ведущей актрисой театра, создала ряд запоминающихся образов по произведениям Шекспира, Островского, Грибоедова, Чехова, играла в пьесах современных драматургов. Работая в ТЮЗе, она познакомилась с известной цыганской певицей Еленой Егоровной Шишкиной (ученицей которой Иртлач себя и считала).
Вскоре Стронгилла Шеббетовна начинает выступать на профессиональной сцене как певица, принимает в 1939 году участие в 1-ом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где получила звание дипломанта конкурса. Концертные организации уговаривают полностью перейти на концертную деятельность, оставив театр. Стронгилла Шеббетаевна на это не согласилась и совмещала работу в театре и на эстраде. Поет в основном в Ленинграде, как в сборных концертах, так и в сольных.
Иногда выезжала в Москву, а во время летних отпусков театра ездила с концертами по стране. Староцыганская манера исполнения, четкая академическая фразировка являлись отличительными чертами ее выступлений. С 1935 года Иртлач начинает записываться на пластинки. Народный артист А. А. Брянцев с гордостью называет ее "наша тюзовская академическая цыганка!"
В годы войны в составе фронтовой бригады тюзовских артистов Иртлач выступает перед бойцами Ленинградского фронта. После смерти А. А. Брянцева (в 1964 году) уходит из театра и переходит на преподавательскую работу. Работает профессором Ленинградского института театра, музыки и кино. Слушая Стронгиллу Шебетаевну не трудно понять, почему цыганское пение увлекало таких разных первоклассных представителей русской литературы, как Пушкин, Толстой, Блок, Куприн, Есенин... Замечательный гитарист Сергей Сорокин, аккомпанировавший Стронгилле Шеббетаевне назвал ее лучшей современной исполнительницей цыганских песен, романсов и истинной продолжательницей Вари Паниной.
В школьные годы в ТЮЗе я видел Стронгиллу Шеббетаевну, а лишь через много лет узнал, что это и замечательная певица. Когда я слушал ее пластинки, мне не верилось, что исполнительница этих песен и романсов поет и сейчас, в наше время. Казалось, так могли петь только во времена Пушкина. Еще больше поражало то, что пела эти романсы не цыганка, а турчанка, отец и мать которой разговаривали на греческом и русском языках. Находясь у нас дома, Стронгилла Шеббетаевна вспоминала:
"В Ленинград приехал Вертинский, был дан концерт. В первом отделении выступал Александр Николаевич, в другом я. Аккомпанировали цыганские гитаристы. После выступления они много говорили лестных слов на своем языке, признав меня за цыганку."
Рассказывала она и о том, что пластинки, выпускавшиеся в тридцатые годы и имевшие тогда громадный спрос, ей самой не нравились: "Во-первых, я страшно боялась этой большой трубы. Потом, меня ужасно торопили, так как при моей манере исполнения песня не вмещалась в пластинку."
Да! Слушая этот голос на совершенной магнитофонной записи, понимаешь, насколько высок талант и как прекрасен голос этой певицы. Тот вечер в нашем домашнем кругу, к сожалению, был последним. Уже ждали следующую встречу, но первого января 1983 Стронгиллы Шеббетаевны Иртлач не стало. Не стало скромного человека с уникальным голосом, приводившим в восхищение знавших Панину, Плевицкую...