Стиви Уандер по праву считается одним из лучших музыкантов XX века. Его влияние на развитие музыки трудно переоценить. Будучи слепым от рождения, он преодолел невероятные трудности, повторив успех легендарного слепого исполнителя Рэя Чарльза. Уандер – основоположник классического соула и 25-кратный обладатель 'Грэмми'.
Стиви Уандер появился на свет под именем Стивленд Хардэуэй Джадкинс в городке Сагино, штат Мичиган, 13 мая 1950 года. Стиви родился недоношенным, поэтому некоторое время его выхаживали в инкубаторе. Вследствие подачи больших доз кислорода у него развилась ретинопатия, которая и привела к слепоте.
Мать считала, что ныть и обижаться на судьбу глупо, поэтому с детских лет приучала сына к стойкости. Она убедила его в том, что он должен не просто жить, а жить лучше всех. Благодаря матери Стиви научился писать и читать, и уже в раннем возрасте занялся музыкой. Он записался в церковный хор и стал осваивать игру на барабанах, гармонике и пианино. Его кумиром в эти годы был слепой музыкант Рэй Чарльз.
Вскоре Стиви осознал, что полность
ю поглощен музыкой. Тем временем по окрестностям разошлась слава о мальчике с невероятным талантом. Услышав юное дарование, участник группы 'The Miracles' Ронни Уайт организовал для него прослушивание у Берри Горди, генерального директора компании 'Motown'. Горди был настолько впечатлен исполнением Уандера, что сразу же подписал с ним контракт. Согласно легенде, он назвал парня Чудом и посоветовал ему взять именно такой псевдоним. Так одиннадцатилетний Стивленд Джадкинс стал Стиви Уандером.
Первые альбомы, записанные на студии 'Motown', не имели большого успеха. Они состояли из инструментальных композиций с длинными соло на ударных и губной гармошке, которые не смогли раскрыть весь талант Уандера.
В 13 лет Стиви записал сво
первый хит – 'Fingertips (Pt. 2)'. Песня с участием Марвина Гэя и Уандера стала 'бомбой' в американских поп-чартах, после чего молодой вокалист получил широкую известность. Далее последовали такие хиты, как 'With a Child's Heart' и 'Uptight (Everything's Alright)', закрепившие успех Уандера.
В личной жизни Стиви также произошли перемены. В 1970 году он женился на бывшей секретарше 'Motown' Сайрите Райт, которая к тому же была неплохим автором песен. Вместе с ней Уандер выпустил очень важный в своей карьере альбом 'Where I'm Coming From' (1971). Эта работа стала первой попыткой создать цельный R&B-альбом. Музыка, в отличие от первых записей, была полностью написана Уандером, и это невозможно было не заметить. Фирменная тонкая мелодика, мягкие,
нежные аранжировки и гармоническая изобретательность – эти особенности нового альбома со временем станут 'звучанием Стиви Уандера', которым будет восхищаться весь мир.
В 1971 году музыкант, не раз заявлявший о том, что ему не хватает творческой свободы, разорвал контракт с 'Motown'. Однако Берри Горди быстро понял, что потерял очень ценного исполнителя и предложил Уандеру сотрудничество на новых условиях. В результате переговоров был подписан новый контракт, который дал Стиви полный контроль над всем процессом производства записей. Кроме того, за ним оставались права на собственные песни.
1972 год стал переломным в карьере Стиви Уандера. Вышел его диск 'Music Of My Mind', положивший начало череде концептуальных альбомов. В отличие от предыду
их работ, эта пластинка отображала общую идею, а все композиции были текстуально и музыкально связаны между собой. В текстах песен, кроме романтических тем, Стиви начал рассматривать политические, социальные и мистические. Этот альбом можно считать первой самостоятельной работой музыканта.
В том же 1972 году вышел альбом 'Talking Book', который произвел настоящий фурор в музыкальной среде. Незадолго до этого Стиви расстался с женой, что заметно отразилось на музыке и тексте композиций. Альбом стал лучшим образцом ритм-н-блюза, превратив Уандера в суперзвезду. А две песни из него – 'Superstition' и 'You Are The Sunshine Of My Life' – стали классикой фанк-музыки и супербестселлерами на все времена.
Следующая работа Уандера 'Innervisions' (1973)
, в переводе означающая 'Внутренние видения', произвела еще больший эффект. Она была названа Лучшим альбомом года и принесла исполнителю 3 премии 'Грэмми'. Такая же участь постигла и альбом 'Fulfillingness' First Finale' (1974), который считается наиболее глубоким произведением музыканта. Уандер получил 4 премии 'Грэмми' и стал самым влиятельным темнокожим музыкантом 70-х годов.
В 1976 году вышла масштабная работа 'Songs in the Key of Life', которую считают кульминацией творческих амбиций музыканта. Одни расхваливали альбом как непревзойденный шедевр, другие критиковали за потакание своим причудам и чрезмерную вычурность. Как и предыдущие работы, он был назван Альбомом года.
После выхода 'Songs in the Key of Life' кар
ера Уандера пошла на спад. Это было предсказуемо, ведь все силы и творческая энергия были брошены на создание концептуальных альбомов. Тем не менее, Стиви продолжал работать не покладая рук. 'Hotter Than July' (1980), 'In Square Circle' (1985) и 'Characters' (1987) оказались заметно слабее его альбомов 70-х, но все равно это были работы мастера.
В 1987 году Уандер заявил о прекращении концертной деятельности и на время пропал из поля зрения общественности. В 90-х он много экспериментировал и писал музыку для кино. Так, в 1991 году Стиви создал саундтрек к фильму Спайка Ли 'Jungle Fever'.
Все вспомнили о Стиви Уандере в 1995 году, когда рэпер Coolio исполнил кавер-версию на его хит 'Pastime Paradise'. Музыкант и сам воспрянул духом и вместе с
Babyface записал сингл 'How Come, How Long'. В 2005 году вышел последний альбом Уандера 'A Time to Love', а через два года он вернулся к концертной деятельности. Его первое турне после двадцатилетнего перерыва с успехом завершилось 20 сентября 2007 года в Бостоне. В 2008 году Стиви отыграл потрясающий концерт в Лондоне, а спустя два года вновь посетил Англию, выступив на фестивале в Гластонбери. Его слушали более 140 тысяч человек.
Вот уже 10 лет Стиви Уандер ничего не выпускает, не считая нескольких синглов и сборников. Он принимает активное участие в музыкальных фестивалях, благотворительной деятельности и миротворческих миссиях ООН. Музыкант пытается донести до людей истину, что силой духа можно победить все, как когда-то он победил слепоту