Аналитические работы, посвященные анализу классических теорий Карла Маркса, принесли Ричарду Вольфу и Стивену Резнику немалую славу. Вольф продолжает свои изыскания и по сей день, а вот Резник в самом начале 2013-го скончался от лейкемии.
Стивен Резник – американский неортодоксальный экономист. Более всего известен своей совместной работой с Ричардом Вольфом (Richard D. Wolff) над марксисткой экономикой, экономической методологией и анализом классов.
Степень бакалавра экономии Резник получил в 1960-м в Университете Пенсильвании (University of Pennsylvania); в 1964-м он стал уже доктором экономических наук в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology). В диссертации своей Резник проводил эконометрический анализ деятельности Европейского Экономического Сообщества (European Economic Community).
В период с 1965-го по 1971-й Резник работал в Йеле (Yale Universit
y), вместе со Стивеном Хаймером (Stephen Hymer); занимался он в это время вопросами экономического развития и международной политической экономики. Покинул Йель Резник не вполне добровольно – его лишили занимаемой должности после того, как Стивен поставил свою подпись под антивоенной петицией.
После непродолжительной – с 1971-го по 1973-й – работы в Сити-колледже Нью-Йорка (City College of New York) Резник устроился работать на экономический факультет Массачусетского университета Амхерста (University of Massachusetts Amherst). Здесь он начал сотрудничать с Ричардом Вольфом; совместными усилиями ученые выпустили ряд важных работ – как в виде статей, так и в виде к
ниг – по подходу к анализу классов. В своих работах Вольф и Резник разбирали теории и методики самого широкого толка – вроде различных марксистских и немарксистских схем, разнообразных общественных формаций, анализа стоимости и радикальных вариаций экономических теорий.
Считается, что именно совместные изыскания Вольфа и Резника помогли Луи Альтюссеру (Louis Althusser) и Этьену Балибару (Étienne Balibar) довести до ума свой 'Reading Capital'. В своем 'Knowledge and Class' ученые представили довольно-таки тонкую и изящную интерпретацию второго и третьего томов марксовского 'Капитала'. В трудах Резника марксовский анализ классов включал в себя тщательное изуче
ие условий существования различных форм произведения, присвоения, использования и распределения прибавочного труда. Несмотря на то, что по сути форм таких может существовать неограниченное – по сути, бесконечное – количество, в марксистских канонах выделяется несколько конкретных форм – рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.
В 1989-м Резник вместе с группой коллег, бывших учеников и студентов, запустил проект 'Rethinking Marxism'. По сути своей проект этот представлял собой научный журнал, который должен был выступить в качестве своеобразной платформы для желающих переобдумать и заново интерпретировать марксистские теории и принципы на современный лад.
На базе этого журнала предполагалось анализировать не только экономические теории Маркса, но и его исследования и изыскания социологического толка. Членом совета редакторов этого журнала Стивен Резник оставался вплоть до 1994-го; в дальнейшем он числился членом консультационного совета журнала.
Не забывал Стивен Резник и про педагогическую деятельность – он вел семинары и подготовительные курсы, параллельно осуществляя научное руководство над аспирантами Массачусетского университета Амхерста. За свои достижения на педагогической ниве Резник получил целый ряд наград.
Скончался Стивен Резник 2 января 2013-го от лейкемии; на момент смерти экономисту было 74 года.