В 1894 сокращенный вариант романа о Гражданской войне Алый знак доблести (The Red Badgeof Courage) напечатали сотни газет. Отдельное полное издание романа в 1895 принесло писателю известность и финансовый успех.
Родился 1 ноября 1871 в Ньюарке (шт. Нью-Джерси) в многодетной семье методистского священника. Учился без особого рвения, сменил несколько учебных заведений (Лафайет - колледж, Сиракузский университет и др.), отвлекаясь на журналистику, писательство и бейсбол. В 1891 работал у брата в агентстве ново
стей. В следующем году переехал в Нью-Йорк, стал газетным репортером, снимал комнату в трущобном районе. О жизни обитателей нью–йоркских меблированных комнат поведал его первый роман Мэгги, уличная девчонка (Maggie: A Girl of the Streets, 1893), история молодой работницы, покинутой соблазнителем, от
вергнутой семьей и в отчаянии покончившей жизнь самоубийством. Внешне сюжет и персонажи Мэгги повторяют общие места морализаторской литературы, но роман обретает глубину, когда от обличения согрешившей героини переходит к осуждению глухого бессердечия, превращающего жизнь низших слоев общества в под
обие джунглей. Издатели отвергли Мэгги, и Крейн напечатал роман за свой счет под псевдонимом Джонстон Смит (Johnston Smith). Книга не разошлась, но была одобрена Х.Гарлендом и У.Д.Хоуэллсом, которым писатель отослал экземпляры.
В 1894 сокращенный вариант романа о Гражданской войне Алый знак доблес
ти (The Red Badgeof Courage) напечатали сотни газет. Отдельное полное издание романа в 1895 принесло писателю известность и финансовый успех. В 1896 он переиздал Мэгги, умерив морализаторство и смягчив язык. В том же году вышли романы Мать Джорджа (George ' s Mother, 1896), реалистическая картина ра
спада отношений между блудным сыном и религиозной матерью; Третья фиалка (The Third Violet, 1896), романтическая история любви нью-йоркских художников; На действительной службе (Active Service, 1899); О ' Рудди (The O ' Ruddy, 1903, завершен Р.Барром после смерти писателя).
Ободренный успехом в пр
озе, писатель обнародовал свое поэтическое творчество. Стихи в сборнике Черные всадники идругиестроки (The Black Riders and Other Lines, 1895) навеяны поэзией Э.Дикинсон и объединены мотивом странствий поэта. В сборник Добрая война (War is kind, 1899) вошли ранние и поздние стихи. Крейн известен и к
ак мастер психологического рассказа (сборники Маленький полк – TheLittle Regiment, 1896 ; Чудовище и другие рассказы – The Monster and Other Stories, 1899 ; Уиломвильские рассказы – Whilomville Stories, 1900). Репортерские впечатления нашли достойное художественное воплощение в новеллах сборников Шл
юпка и другие приключенческиерассказы (The Open Boat and Other Tales of Adventure, 1898), Раненые поддождем (Wounds in the Rain, 1900).
В 1895 Крейн совершил поездку по западным штатам и Мексике и написал серию очерков для газет. В созданных позднее рассказах Голубой отель (The Blue Hotel) и Как н
овобрачная приехала в Йеллоу-Скай (The Bride Comes toYellow Sky) это путешествие отозвалось не только местным колоритом, но и реалистическими картинами цивилизующегося американского Запада. В конце 1896 Крейн уехал на Кубу. Cудно, на котором он отправился, затонуло, и Крейн чудом добрался до берега
(позже эта история послужила основой хрестоматийного рассказа Шлюпка). В 1897 он посылал репортажи с театра греко-турецкой войны. После ее окончания обосновался в Англии. В числе его друзей-литераторов – Г.Джеймс, Дж.Конрад, Г.Уэллс. Последние годы жизни писателя были омрачены туберкулезом и долгами
, вынуждавшими работать не покладая рук. Умер Крейн в Баденвайлере 5 июня 1900.
Прославивший Крейна Алый знак роблести – роман утраченных иллюзий. Романтические представления о войне новобранца-северянина Генри Флеминга опрокидывает реальность, проза войны, с ее однообразием, неразберихой и кровав
ой бойней. Струсив во время атаки южан, герой пытается «логически» оправдать себя, подавить страх, мечтает о «маленьком алом знаке доблести». По иронии судьбы, его мечта сбывается: другой убегающий от противника солдат в панике бьет его прикладом ружья, и рана на голове становится свидетельством уча
стия Генри в бою. В дальнейшем он и сам свыкается с этой мыслью, поражает всех своей бравадой, однако за высокопарностью его размышлений таится ирония, допускающая, что это только самовнушение, очередная иллюзия. В изображении войны Крейн показал себя благодарным читателем военной прозы Л.Н.Толстого