Один из самых великих джазовых саксофонистов мира Стив Лэйси прославился своей виртуозной игрой на сопрано-саксофоне и до сих пор никто сравниться в этом компоненте с ним не может. Он вдохновлял великих джазовых музыкантов, среди которых Джон Колтрейн и Уэйн Шортер.
Стивен Норман Лакритц родился 23 июля в одном из самых неблагоприятных районов Нью-Йорка – Бруклине. Как признался позже сам Стив, джаз вошел в его жизнь в двенадцать лет. Именно тогда он был уже очень популярным в Нью-Йорке. Сперва он посещал различный джазовые концерты с фотоаппаратом, одним из своих увлечений. Однако ему скоро захотелось стоять на сцене и быть часть концерта. Лакритц пошел учиться в музыкальную школу, где брал уроки игры на кларнете у Сесила Скотта. Но вскоре случай круто изменил его музыкальные предпочтения. «В шестнадцатилетнем возрасте я услышал пластинку Сиднея Беше, где он играл какую-то вещь Дюка Эллингтона и это был просто знак Божий, – вспоминал Стивен. – Я словно услышал зов. Скопив деньги, я купил сопрано-саксофон, ровным счетом еще ничего не зная об этом инструменте. Вот таким образом я и начал».
Свою муз
ыкальную карьеру Стивен Лакритц начал в секстете Дика Саттона – Dixieland. Стив поучаствовал в записи пластинок «Dixieland Goes Modern» и «Progressive Dixieland». После нескольких лет работы с Саттоном Лакритц знакомится с пианистом Сесилом Тейлором. «Он был моим отцом, моим гуру, – с восторгом отзывался о Тейлоре Стивен. – Именно он помог мне открыть Телониуса Монка и Мерса Каннингема».
Откуда же взялся псевдоним Лэйси? В начале 50-ых после одного из выступлений знаменитый джазмен Рекс Стюарт предложил Стиву псевдоним – Лэйси, поскольку Лакритц звучало как-то не по джазовому. Стив доверился Стюарту и начал выступать под псевдонимом.
В 1957 году уже Стив Лэйси выступил с квартетом Тейлора на фестивале Newport Jazz Festival. Позже он признался, что Сесил Тейлор изменил и его музыкальную карьеру. Отойдя от традиционного классического
жаза, Лэйси увлекся более авангардным направлением, которое давала всю полноту свободы для игры на саксофоне.
В конце 50-ых – начале 60-ых Лэйси работал с Гилом Эвансом. В 1957 году он выпустил альбом «Soprano Sax», который записал с Уинтоном Келли, Бьюэллом Найдлинджером и Дэннисом Чарльзом.
В середине 60-ых авангардный джаз, который играл в частности Стив Лэйси, порядком поднадоел американской публике. В 1965 году он перебирается в Европу, где к джазу относились более уважительно, и было больше возможности играть авангардный джаз. Сперва он посетил Копенгаген, сыграв с Кенни Дрю и Доном Черри. Затем были и Рим, и Париж, и Лондон, и Амстердам. В Риме Лэйси познакомился с трубачом Энрико Рава, который пригласил его в интернациональный квартет, в котором играли Джонни Диани и Луис Мохоло. Вместе с ними Стив отправляется на гастроли в
Аргентину.
По возвращению в Европу Лэйси окончательно обосновывается в Париже. В этой мировой столице Стив знакомится не только с очень известными людьми, но и со своей будущей супругой Ирен Аби, швейцарской певицей.
В Париже Стив Лэйси много работает, создает секстет, который существовал до середины 80-ых, участвует в различного рода фестивалях, работает со своим старым другом Гилом Эвансом, который также осел в Европе.
В 2002 году Стив Лэйси возвращается в США. Он преподает в консерватории New England Conservatory of Music в Бостоне, штат Массачусетс. Одним из последних выступлений Лэйси был концерт на митинге пацифистов в Бостоне в марте 2003 году, незадолго до вторжения США в Ирак.
В августе 2003 года у Лэйси диагностировали рак, однако он продолжал преподавать и играть на концертах вплоть до самой смерти в июне 2004 года