Лицо комика Стива Ферста из тех, которые запоминаются моментально: белое, как у мима, большегубое, большеротое, с подвижными глазами в обрамлении кустиков белесых ресниц – оно вклеивается в память, как фотография в альбом. На протяжении многих лет при его появлении люди начинали смеяться. Нет, в обычной жизни он не сыплет шутками. Просто после рекламы, где Стив снимался с Бренненом Брауном, в серии комических сюжетов мобильного оператора Orange он стал известен каждому британцу, который ходит в кинотеатры или смотрит телевизор.
В карьере Ферста перемешались стэнд-ап, комические шоу в клубах и на ТВ. Его альтер-эго - язвительный шоумен Ленни Беж попортил крови некоторым знаменитостям. Работа в кино - ленты «Сент-Тринианс», «Злоба в стране чудес», «Выйти замуж за миллиардера» - и на телевидении – «Варьете Ленни Бежа» (Lenny Biege Variety pack), «Маленькая Британия» (Little Britain). В 2012 году на экраны выйдет лента «Узел» (The Knot).
В последнее время Ферста все больше захватывает мир театра. В прошлом году его можно было увидеть на сцене Вест-Энда в постановке Wet Weather Cover, в этом – в роли венгерского иммигранта Косова на сцене престижного театра Royal Court Theatre в лондонском Челси.
Стив, большинство людей в Великобритании знают о вас именно по рекламным роликам компании Orange - это не раздражает иногда?
-Совсем нет. Эти съемки были самой приятной в моей жизни работой – потрясающие места для съемок, путешествия первым классом, работа с очень известными актерами. Я готов расплакаться – так жаль, что все закончилось. Эта рекламная кампания была очень успешной, но после шести лет было решено изменить концепцию. Я не большой фанат новых роликов, слышал, людям тоже не очень нравится. Но из-за этих реклам люди узнают меня все время – на улицах, в ресторанах, в метро. Иногда просто смотрят, а бывает, и подходят поговорить, и никогда я не слышал, чтобы кто-то сказал: «Твоя работа – полная ерунда». Всегда говорили что-то позитивное.
Вы стали все больше работать в театре – это новая страсть?
-Да. В последний раз я играл брата главного героя на сцене лондонского театра Royal Court Theatre в очень известной постановке «Куриный суп с перловкой». Он пессимист, человек, для которого стакан наполовину пуст. Мне нравится работать в театре – дело не в деньгах, а в престиже и опыте, конечно, платят просто ужасно. Это возможность работать с потрясающей группой людей и прекрасное добавление к рабочему резюме. Игра на сцене этого театра делает твой статус актера легитимным.
А вам это так нужно было?
-Конечно, как и любой комик, я стремлюсь получить признание как серьезный актер. Такой театр дает это признание, это своего рода привилегия. Многие мои знакомые годами пытались получить здесь роль и, наверное, до сих пор недоумевают, почему повезло мне. Я учусь очень многому, потому что у всех, кто здесь работает, сценического опыта гораздо больше. Это театр с невероятной историей. Каждый год здесь возрождают какую-то пьесу из старого репертуара. «Куриный суп с перловкой» – одна из них, здесь когда-то состоялась ее премьера. Всегда присутствует риск, как публика примет новую редакцию постановки. В этот раз реакция публики и критиков была просто необыкновенной. Основная мысль пьесы в том, что не стоит терять веру в собственные политические убеждения, очень актуальна сегодня, когда большинству недосуг даже проголосовать.
О чем еще рассказывает эта пьеса?
-Важная мысль – это утрата веры. «Куриный суп с перловкой» – часть трилогии, в которую также вошли «Корни» и «Разговоры об Иерусалиме». В центре сюжета - история еврейской семьи Канов, возглавляемой матриархом Сарой. События берут начало в 1936 году, когда герои полны идеалистических идей о том, как изменить мир, и завершаются в 1956-м, когда семья распадается. Родители в этой семье – коммунисты, которым сложно хранить верность своим идеалам, когда фашизм начинает набирать силу, когда начинается Вторая мировая война, когда случается революция в Венгрии, когда советские танки входят в Будапешт. Эти идеалы представляют разную ценность для двух поколений семьи. «Если тебе становится все равно, ты умираешь», - кричит главная героиня со сцены в публику в конце пьесы.
Как вы получили эту роль?
-Как и все, я пришел на прослушивание. В этом театре неважно, известен ты или нет, главное - можешь ли ты играть. Я пару дней провел над сценарием перед прослушиванием, а еще я рассказал о своей семье. Мой отец был еврейским эммигрантом, музыкантом-вундеркиндом, который бежал из Венгрии в 1967 году – так по снегу со скрипочкой и убежал. Сначала он оказался в Париже, потом в Брюсселе и уже в конце в Ирландии, где он встретился с моей мамой.
До этого вы участвовали в другой постановке - «Wet Weather Cover», которая получила очень хорошие рецензии, но как-то быстро пропала с подмостков. Что произошло – театральные интриги?
-Да, дело закончилось печально – не по нашей вине, все дело было в театре. Мы стали жертвой плохого менедж-мента. Театр приобрел новых владельцев за несколько дней до премьеры, и они по своим бюрократическим и финансовым соображениям хотели, чтобы мы покинули театр. Мы продержались десять дней, а потом пришлось прекратить выступления. Мне очень жаль – хорошая была пьеса. Время от времени идут разговоры о том, что, может быть, мы соберемся снова, но я сомневаюсь. Чтобы запустить такую постановку, нужны феноменальные средства, хотя бы 200 тысяч фунтов – для этого нужен очень трудолюбивый продюсер. Арендная плата в театрах очень высока. Чтобы заработать, нужно, по крайней мере, чтобы пьеса шла в театре два месяца, и обязательно ездить на гастроли.
Критики хорошо отзываются о вашей работе. Вы часто читаете рецензии?
-Да, но только если знаю заранее, что они положительные. Я могу воспринимать критику, когда дело касается театра. В кино ситуация другая – у нас, приглашенных актеров, практически нет влияния на то, что происходит в кино, когда съемки уже закончены. Бывает, на площадке все здорово, фантастическая энергетика, а при монтаже это все теряется. Многие режиссеры просто не проводят в студии монтажа достаточно времени, чтобы по-настоящему контролировать процесс.
Вы все время играете таких хороших парней. Неужели никогда не хотелось сыграть злодея?
-Конечно, каждый актер втайне хочет сыграть злодея. Я снимал пилотный выпуск нового шоу о британском рестлинге, где я играю промоутера по имени Попси Вилсон-младший, у которого в характере есть немало плохих качеств. Пока рано загадывать, но я надеюсь, что с развитием сюжета Попси будет становиться все более злобным. Раньше на телевидении шло много низкопробных рестлинг-шоу – каждую субботу на экранах появлялся Большой Папа. Мое новое шоу о таких, как он. Мой герой – сын старого промоутера, который видит возможность заработать, пригласив на ринг забытых борцов. Постановка и сценарий – работа моего друга Дэна Кадана.
С одной стороны, вы одно из самых узнаваемых лиц в мире английской комедии, с другой – широкая публика толком не знает, чем же вы занимаетесь. Почему так происходит? Это очень сложно - сделать карьеру в шоу-бизнесе?
-После окончания колледжа я никак не мог определиться, что же мне делать, а в этом бизнесе специализация очень важна. Чтобы стать известным, нужно иметь шоу на телевидении, которое у меня было в более молодые годы, а сейчас людям за 30 пробиться сложнее. Сегодня директора телеканалов смотрят на демографические графики и создают все больше программ для молодой аудитории. К тому же у телевидения кончились большие деньги – сегодня все пытаются сделать с минимальным бюджетом.
А у вас есть время смотреть телевизор?
-Иногда. Слава богу, есть «Скай-Плюс», и можно смотреть передачи в записи. Мне до сих пор нравится телесериал «Друзья», недавно стали показывать новую британскую драму «Лютер». Конечно, в наше время основной интерес представляют американские телесериалы. У американцев хватает средств, чтобы производить огромное количество передач, и самые лучшие становятся популярными. Например, «30 потрясений» чуть не свернули после первого сезона, однако они получили награду, и дело пошло в гору.
В чем причина? В Британии не хватает талантов?
-Совсем нет – не хватает денег, чтобы оплачивать работу талантливых писателей. Некоторые едут в Штаты, другие и вовсе прекращают писать. В Британии не могут позволить оплачивать креативные сессии 20 писателям, когда они на протяжении двух дней только сидят в комнате и перекидываются шутками, из которых потом отбирают лучшие.
Вы снимались в нескольких фильмах – «Сент-Тринианс», «Как выйти замуж за миллиардера». Сейчас выходит новая лента «Узел». Кого вы сыграли на сей раз?
-Да, кино выходит в следующем году. Я играю очень манерного германского парикмахера Воллера. У него широкая натура – очень весело было сниматься.
Вы сыграли в культовом комическом телесериале «Маленькая Британия» («Little Britain»). У вас похожее с М. Лукасом и Д. Уоллиамсом чувство юмора?
-Они мои старинные друзья. Кажется, мы всю жизнь работаем вместе - и в моем клубе в 90-х, и на радио, и в их первом телепроекте «Rock Profiles». Да, у нас странное, немного больное, чувство юмора!
Чем отличается английское чувство юмора?
-Мы любим самоуничижение, любим смеяться над собой. Это суховатый юмор, который понравится всем, кто любит тонкие шутки.