Любая песня требует значительной отдачи сил и энергии. Если рок-н-ролл предполагает на сцене фонтан эмоций и огромные затраты энергии физической, то лирические песни требуют больших эмоциональных затрат. Ведь для того чтобы зал поверил артисту, нужно не просто спеть, нужно прожить историю, которая рассказана в песне.
«Я не умею быть другим», - сказал он однажды и, не поддаваясь влиянию дешевых новомодных тенденций, в корне перевернул привычные представления о поп-музыке, законах шоу-бизнеса и о рождении звезд.
В его репертуаре несколько десятков разнополюсных песен - от зажигательного рок-н-ролла до душераздирающих рок-баллад.
Сергей, как вам удается сочетать в одном лице настолько разные амплуа – веселого стиляги и серьезного драматического артиста?
– Творческий человек многогранен. Сразу сделаю оговорку и объясню значение слова «творческий». Сейчас каждое юное дарование, исполнившее пару дешевых песен, считает себя творческой личностью. Но стоит заглянуть в толковый словарь, чтобы узнать, что творчество – это процесс создания художественного произведения, от слова «творить». Композитор и поэт производят художественное произведение. Исполнитель – лишь отчасти. Поэтому говоря о себе как о творческой единице, я имею в виду себя-композитора, себя-поэта и только потом себя-исполнителя. Я написал довольно много песен, которые исполняют разные артисты. Это и традиционный поп, и R’n’B и даже шансон. А себе я выбрал ту музыку, которая мне по душе. И именно ее я исполняю, вне зависимости от того, рок-н-ролл это или рок.
А какие песни легче исполнять на концерте: лирические или рок-н-рольные?
– Любая песня требует значительной отдачи сил и энергии. Если рок-н-ролл предполагает на сцене фонтан эмоций и огромные затраты энергии физической, то лирические песни требуют больших эмоциональных затрат. Ведь для того чтобы зал поверил артисту, нужно не просто спеть, нужно прожить историю, которая рассказана в песне. Но должен сказать, что на концертах на «ура» принимают как стиляжные, так и мои сольные песни. Так уж получилось, что в стиляжной программе у нас нет лирики, а заставить слушателя двигаться под бешеный ритм полтора часа (если речь идет о клубном выступлении) довольно тяжело. Поэтому стиляжные песни-зажигалки я чередую со своими сольными песнями. Вообще считается, что зрительское внимание подчинено определенным законам. За разогревом идет точка максимального напряжения, потом спад, потом снова напряжение – и жирная финальная точка. Тогда концерт можно считать удавшимся.
Сергей, с чем связано появление на музыкальном небосклоне группы «Стиляги»? Почему именно рок-н-ролл?
– Сегодня в музыкальной индустрии безраздельно властвуют радиостанции. Фактически именно радиостанции определяют, что будут слушать завтра, а кто останется за бортом шоу-индустрии. Я изначально не делал ставку на радиоформат, прекрасно понимая, что борьба с ветряными мельницами в современных российских реалиях ни к чему не приведет. Наверное, я один из немногих, кто не побоялся пойти против самого понятия «формат». И не пожалел об этом ни разу. Кстати должен сказать, что когда мы приезжаем в разные города, очень часто слышим свои песни по радио. На региональных радиостанциях работают ребята с хорошим музыкальным вкусом, и там всё еще формируются плей-листы на основании качества музыки. А вот с московскими радиостанциями я, увы, не смог договориться. Денег не хватило.
Что заставило вас параллельно с деятельностью солиста и идейного вдохновителя группы «Стиляги» заняться еще и сольным творчеством?
– Желание сказать больше, чем я мог сказать творчеством группы «Стиляги». У Стиляг отличные «шипучие» песни, которые подобно алкоголю помогают на время забыть о проблемах и погрузиться в яркий фейерверк эмоций и звуков. А сольные песни – это отдельная страница моей творческой биографии. Каждая песня – целая драматическая история. К тому же я считаю, что до сольной карьеры необходимо дорасти. Со своей собственной программой нужно выходить на сцену только тогда, когда действительно есть что сказать людям.
Вы считаете, что право стоять на сцене нужно заслужить?
– Естественно. Звездами не рождаются – звездами становятся. Это годы упорного труда: постоянное совершенствование вокальной техники, саморазвитие, ну и конечно работа над репертуаром. Чтобы песня оставила след в истории, надо приложить очень много усилий. Сейчас артистов развелось безумное множество. Профессия артиста пронизана какой-то манящей привлекательностью, из-за которой многие молодые люди мечтают о сцене. Но давайте поймем, что сцена – это не только толпы поклонников и узнаваемость на улицах. Сцена – это тяжелый и во многом неблагодарный труд, это масса разочарований и в конце концов огромный риск, ведь из ста проектов дай бог если один «поднимется».
Я убежден, что ни голос, ни музыка, ни слова не будут услышаны, если за красивой картинкой скрывается душевная пустота. Настоящий артист поет душой, и это не просто слова. Именно внутренняя красота исполнителя рождает красоту песни. А если человек пуст, то это не песня, а дешевая безделушка. В этой связи не могу не вспомнить победителя недавнего «Евровидения» из Норвегии. В одном из интервью молодой человек признался, что не читает книг и вообще не блещет эрудицией. Мне же это бросилось в глаза еще во время его выступления: душевную пустоту не скроешь. То, что победы в конкурсе «Евровидение» имеют такое же отношение к реальности, как недавние выборы – к мнению избирателей, по-моему и так очевидно.
Сергей, вы только что буквально раскрыли секреты становления звезды, секреты популярности и успеха. Много работать, заниматься саморазвитием – и успех в кармане, не так ли?
– К сожалению, в нашей стране чтобы стать популярным, недостаточно обладать хорошими вокальными данными и артистизмом. И даже репертуар мало на что влияет. Для того, чтобы артист был признан и оценен, он должен быть как минимум услышан. То есть – нужна связующая нить между артистом и публикой. В любой стране такой связующей нитью являются радиостанции. Но только в нашей стране радиостанции устраивают фактический геноцид, то есть спланированное целенаправленное истребление артистов как класса. На моих глазах погибли десятки прекрасных проектов – с отличными героями, отличными песнями, отличными идеями, лежавшими в основе проектов. Они погибли, поскольку так и не смогли донести свое творчество до слушателей. Так погиб мой проект «Либерта». Клип Либерты и Сосо Павлиашвили «Между строк ночь» вы, наверное, видели. Если не видели, то найдите в Сети, не пожалеете. Когда я снял этот клип и принес его на наш центральный музыкальный канал, его очень высоко оценили и предложили заплатить несколько десятков тысяч евро за ротацию. К сожалению, такая же ситуация происходит и с радиостанциями. Поэтому, как печально это ни прозвучит, у российских артистов нет шансов стать звездами, если у них нет огромных денег.
Вы видите выход из этой ситуации?
– Я считаю, что это вопрос коррупции, который следует решать на государственном уровне. Недавно в открытом письме от лица всех артистов вокального жанра я обратился к президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. с просьбой не закрывать глаза на данную проблему общества. Под этим обращением подписалось огромное число артистов. Надеюсь, что справедливость все-таки восторжествует, и что-то изменится. А пока – пусть будут хорошие артисты, хорошие песни и благодарные слушатели. Мы живем в прекрасной стране и мы вправе слушать прекрасную музыку. Я верю, что российская музыкальная культура имеет все основания возродиться. И пока я жив, я буду за это бороться.