Беседа со Степаном Степановым (ZurFreude) состоялась 20 ноября 2006 года.
Добрый день. Расскажите историю появления ЖЖ-сообщества paparazzi. Какие события поспособствовали созданию сообщества? Есть ли такие люди, про которых можно сказать: "без них paparazzi вряд ли появился"?
-Добрый день. Не хочу показаться нескромным, но коллектив авторов над идеей сообщества журна
листов в ЖЖ не работал. И создавал комьюнити я единолично.
Кирилл Куталов (kirill) подсказывал мне, какие кнопки нажимать, он же предложил первый юзерпик.
Первых человек десять я включил в сообщество "добровольно-принудительно", чтобы не было пусто. Остальные потянулись сами.
Создание соо
бщества прежде всего было моим личным этапом освоения возможностей сервиса Livejournal. Очень многие люди создают комьюнити - и я один из них. Одновременно в "реальной" жизни я в то время принимал участие сразу в нескольких pr-кампаниях, и мне нужны были услуги копирайтеров, создателей текстов, в бо
льшом количестве. На стыке возможностей сервиса LJ и моих профессиональных потребностей возникла и была реализована идея сообщества ДЛЯ журналистов.
Чем обусловлен выбор такого названия - paparazzi?
-Люблю придумывать красивые, яркие, темпераментные названия.
Когда paparazzi празднует ден
ь рождения?
-Скажем так, из-за моей неорганизованности paparazzi не празднует свои дни рождения... А вообще дата создания сообщества - 19 ноября 2001 года, т.е. только что ему исполнилось пять лет.
Отлично, наши поздравления. А все эти 5 лет сообщество paparazzi всегда существовало в нынешнем
виде? Или были какие-то изменения в оформлении, формате?
-paparazzi было создано в рамках ЖЖ, для оформления был использован дефолтный стиль ЖЖ, формат сообщества был задан изначально и никаких изменений не претерпел.
С моей точки зрения, базовый, основной стиль каждого сервиса наиболее униве
рсален и дружествен по отношению к большинству предполагаемых пользователей. Поэтому мои личные вкусы были лишены права голоса.
ЖЖ в России популярен, но тем не менее, есть ведь и другие сервисы блогов. У вас нет желания создать зеркало paparazzi где-нибудь еще кроме ЖЖ? (те же LiveInternet, Блог
и@Mail.Ru)
Я к этому равнодушен. paparazzi, на мой взгляд, уже не может рассматриваться как "один из сервисов LiveJournal". Впрочем, это никогда не было проблемой. Сообщество построено на платформе одного из блоговых сервисов - ну так что? Платформа удобная, сервис общедоступный, для того, чтобы
получить возможность вступить в сообщество, достаточно завести себе аккаунт в ЖЖ.
Усложнение системы созданием "зеркал", по моим подозрением, приведет к большей технической уязвимости сообщества. Это мое личное мнение, но и со стороны участников сообщества или просто коллег подобных запросов не
поступало.
А вот о сайте как продолжении и развитии формата paparazzi вопрос время от времени возникает.
Речь в таком случае идет о постепенном полном "переводе" членов сообщества на сайт?
-Нет, планов "переводить" читателей на сайт нет. Есть желание сделать сайт, как дополнение к ленте в
ЖЖ.
О каких преимуществах сайта в данном контексте может идти речь?
-Создание сайта позволит: во-первых, систематизировать наиболее часто запрашиваемую в сообществе информацию; во-вторых, создать банк пресс-релизов; в-третьих, возможно, создать базу участников paparazzi (за исключением тех, к
то пожелает сохранить инкогнито); в-четвертых, решать специфические интерактивные задачи, малоосуществимые в формате ленты ЖЖ.
С какой целью и для кого создавалось paparazzi?
-Сообщество создавалось с целью создать площадку для профессионального обмена журналистов: будь то обмен информацией д
ля создания материалов, поиск или предложение работы, поиск источников информации. Любой обмен, который может иметь прикладное значение. Так было с самого начала и по сей день.
И в настоящее время я позиционировал бы paparazzi как крупнейшую русскоязычную профессиональную площадку журналистов в и
нтернете.
Получало ли сообщество paparazzi какие-нибудь премии, награды?
-Нет, не получало.
Как на начальном этапе раскручивалось paparazzi? Сложно ли было добиться того, чтобы люди стали писать в это сообщество, уважать его? Можете ли отметить людей, помогавших на начальном этапе выжить
paparazzi?
-Никаких специальных акций по раскрутке я не предпринимал. В момент создания сообщества весь русскоязычный сегмент ЖЖ составляли, кажется, 2,5 тысяч человек. Поэтому все новообразования ЖЖ, вплоть до каждого личного дневника, автоматически становились объектом общего внимания. Или невн
имания.
Добиваться уважения также не приходилось. Человек не лишен уважения к самим себе, и, становясь членом сообщества, он это уважение к себе привносит в сообщество и как свое право, и как свой "членский взнос".
Первые 20, 50, 100 человек в paparazzi были из числа пионеров российского ЖЖ, и
з тех, кому интересны новые возможности сервиса, а не праздное самовыражение в непредназначенных для этого местах. А дальше уже лицо сообщество было сформировано, и вновь приходящие участники принимали сложившисие нормы - иначе зачем было приходить?.. Хотя отдельные инциденты возникают, это неизбежн
о и естественно.
Раскрутки как таковой не было, поэтому главной помощью я считаю участие самых первых членов сообщества, обеспечивших его жизнеспособность. К сожалению, уже не помню, кто был совсем первым, а кто вторым или вторым с половиной. Точно с самого начала были Кирилл Куталов, Анна Платон
ова, Ольга Сумина... Но по хорошему следовало бы вспомнить кого-то еще.
Уже сейчас paparazzi тоже, вряд ли, целенаправленно рекламируется?
-Да, никакой раскрутки и рекламы нет, кроме естественных механизмов всего LiveJournal и поисковых систем интернета.
У paparazzi есть конкуренты? (то ж
е ru_smi, например)?
-Небольшие локальные сообщества, созданные по принципу того или иного интереса к журналистике, существуют давно и будут появляться. Но конкурировать они могут только друг с другом.
Если, к примеру, возможно два дайджеста сми, различающиеся принципами и источками их составл
ения; или два комьюнити, посвященных глянцевой журналистики, различающиеся "тусовками" - то создать альтернативу сообществу, основанному на принципе всеохватности и безальтернативности, вряд ли возможно.
Есть ли за рубежом аналоги paparazzi по масштабу, духу? Пытаетесь ли вы равняться на эти соо
бщества?
-К сожалению, я не владею иностранными языками, и поэтому не слежу за зарубежными интернет-сервисами.
Можете ли вы выделить главную "фишку", обеспечившую paparazzi успех и популярность?
-Самая-самая главная - это идеальное соответствие формата LiveJournal как сервиса для работы журн
алиста в интернете. Соответствие не абсолютное, но формат сообщества восполняет журналисту то, что недодают ему поисковые системы. Поисковая система плюс paparazzi - это почти полноценный универсальный инструмент работы журналиста с интернетом. Какие-то узкоспециальные вещи могут пригождаться в особ
ых случаях.
Просто самая главная фишка - это простые правила сообщества, исключающие возможность разжигания идеологических войн, саморекламы и антирекламы, а также праздного мусора.
Ну и наконец просто фишка - это то, что комьюнити было создано и остается модерируемым.
А сколько, кстати, ч
еловек работает над поддержкой paparazzi?
-В paparazzi три модератора... Ну и, конечно, над поддержкой сообщества работают все службы сервиса LiveJournal.
Расскажите чуть подробнее о работе paparazzi. Как можно попасть в ваше сообщество? Много ли желающих? По каким причинам вы можете отказать
в доступе в сообщество?
-Желающим попасть в сообщество необходимо иметь аккаунт в ЖЖ и выполнить инструкцию по включению, состоящую из двух пунктов уведомительного характера (уведомление в адрес модераторов и в адрес самой системы). И правила сообщества, и инструкция для желающих сформулированы
таким образом, что тот, кто "не подходит" для ообщества, не обладает желанием в него вступать.
Поэтому случаев отказа в приеме практически не было, за исключением считанных прецедентов, когда люди просто не знали, куда идут и зачем, и, разобравшись, снимали свои запросы.
Случаи отключения нару
шителей - были, но обычно они временные. Просто с целью пресечь нарушение, не замусоривая ленту сообщества переговорами об этом.
Есть ли люди, которым вы никогда не дадите доступ в сообщество?
-Да, конечно. Это люди, не владеющие русским языком.
Являются ли проблемой рекламные и неформатн
ые посты?
-Процент неформатных постов мизерный. Модераторы их просто удаляют, авторов предупреждают.
Для регистрации в paparazzi вы просите прислать информацию о себе. Наверное, у вас собралась большая база данных (контактов) на журналистов. Вы ее как-то распространяете, используете? В смысле
, не продаете, конечно, на рынке, а вот, например, по запросу кого-то помогаете отыскать нужного человека из базы?
-Разумеется, я не распространяю контакты участников paparazzi. Это вопрос моего уважения к себе, потому что я обещал людям конфиденциальность.
То же самое касается помощи "по запр
осам". Парадокс в том, что участники paparazzi гораздо быстрее могут найти друг друга через ленту, чем через модератора. А кому еще надо искать журналистов, кроме как им самим? Мы же не филиппы киркоровы.
Кстати, базу как таковую я не собираю, для меня она бесполезна. Иногда отмечаю появление люд
ей, которые могут быть интересны мне по моей "реальной" работы - но обычно я вступаю с ними в разговор сразу, чтобы не забыть.
Сколько в настоящее время у вас зарегистрированных пользователей? Можно ли говорить, что в какой-то момент произошел качественный скачок регистраций?
-В день пятилети
я paparazzi число зарегистрированных участников перешло отметку 3900 человек. Кроме того, более четырех с половиной тысяч человек просматривают ленту сообщества, не являясь его членом.
Скачка, пожалуй, не было. Сообщество росло пропорционально росту русского сегмента ЖЖ, что неудивительно.
Мо
жно ли как-то определить портрет читателя paparazzi? Проводились ли соответствующие опросы?
-Поправочка: в paparazzi не читатели, а писатели.
Опросов не проводилось. По своим субъективным наблюдениям мне кажется, что в составе paparazzi непропорционально (по отношению к реальности) большой про
цент телевизионных журналистов. Других особых примет нет...
Какая информация, по вашему мнению, в paparazzi получает наибольшее число отзывов, комментариев?
-Больше всего отзывов получают запросы, а не сообщения. Соответственно, из запросов больше всего отзывов получают те запросы, на которые
проще всего ответить. А также самые комментируемые - это редкие неформатные посты, на авторов которых обрушивается град возмущенных откликов, пока не пришли модераторы.
Есть ли у paparazzi (как сообщества) какие-то свои отдельные проекты?
-Эх, нет.
А вообще, сотрудничает ли сейчас papara
zzi с какими-то другими сайтами?
-Пока ничего подобного не планировалось.
Как часто о вас пишут СМИ? Как часто обращаются к вам за комментариями?
-О самом сообществе упоминали раза два-три в прессе (кажется, "Большой город", "Известия", "Коммерсант", кто-то еще).
Ко мне за комментариям
и как к модератору сообщества не обращались.
За 5 лет существования paparazzi успел обрасти слухами?
-Не сталкивался. Думаю, что нет.
Можно ли говорить, что paparazzi - прибыльный проект? Ну, например, если ввести возможность прикрепить объявление сверху сообщества на некоторый срок?
Если в принципе подобная схема может давать окупаемость (я не изучал вопрос) - paparazzi потенциально очень прибыльный проект.
Устраивает ли paparazzi оффлайн-мероприятия?
-Пока что не устраивали. Надеюсь в будущем это исправить.
Случались ли в жизни paparazzi какие-то смешные, курьезные
ситуации?
-Боюсь разочаровать, но что-то не вспоминается ничего для рассказа.
Хотелось бы узнать о ваших планах...
-Самые насущные планы - это создание сайта, об этом я уже подробно говорил выше.
Ну и еще в планах - выход paparazzi в офф-лайн. Это чисто досужая идея, просто чтобы веселе