Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, орденом «Полярная Звезда» МНР.
Родился в семье крестьянина. Русский. В 1930 г. окончил Шухободскую школу фабрично-заводского ученичества, работал на Ярославском паровозоремонтном заводе токарем по металлу, а затем техником по ремонту паровозных котлов.
В РККА с 1931 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1933 г. окончил 7-ю военную школу пилотов в Сталинграде. Служил командиром звена 121-й истребительной эскадрильи 65-й истребительной авиабригады Закавказского военного округа.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 14.01.37 по 26.07.37 гг. Был командиром звена. Награжден орденом Красного Знамени (27.07.37) и медалью «За отвагу» (14.11.38).
В 1938 г. капитан Данилов окончил Липецкую высшую летно-тактическую школу. Командовал эскадрильей, а затем 44-м иап.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с июля 1939 г. Командовал 56-м иап. Летчики полка за 25 дней боёв уничтожили около 80 самолётов противника. Майор Данилов совершил 60 боевых вылетов, лично сбил 6 японских истребителей и 2 бомбардировщика.
10.08.39 г. Постановлением Малого Народного Хурала МНР был награжден орденом «Полярная Звезда».
17.11.39 г. майор Данилов Степан Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 168.
Участвовал в советско-финской войне.
В 1940 г. закончил КУКС при Военной академии Генштаба. Командовал 42-й авиабригадой.
8.08.40 г. полковник Данилов был назначен командиром 3-й истребительной авиадивизии ПВО Ленинградского военного округа. Управление дивизии дислоцировалось в Горелово.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. В начале войны командовал 3-й истребительной авиадивизией ПВО.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: «Война застала авиацию ПВО Ленинграда в стадии реорганизации. Приказом НКО от 19 июня 1941 г. две истребительные дивизии ее - 3-я и 54-я - сводились в 7-й истребительный авиакорпус ПВО страны.
3-я иад была сложившимся соединением. Из четырех полков ее только один имел недолгую воинскую биографию и был укомплектован молодыми летчиками. 54-я иад числилась лишь на бумаге. Полки ее подлежали укомплектованию техникой и людьми, в течение года.
В самый канун войны, чтобы усилить авиацию ПВО Ленинграда, насчитывавшую всего 123 истребителя, было решено передать 7-му иак из состава других дивизий пять полков. Обстановка заставила отказаться от этого мероприятия, и 7-й иак остался в прежнем составе — мы лишь дали ему недостававшую боевую технику и внесли некоторые изменения в его организацию. На 23 июня в 7-м иак имелось 272 истребителя, в том числе 30 скоростных высотных перехватчиков МиГ-3».
11.07.41 г. полковник Данилов был назначен командиром 7-го иак ПВО.
Истребители несли круглосуточное патрулирование на подступах к Ленинграду и непосредственно над ним. В то же время на аэродромах в готовности № 1 постоянно дежурили подразделения истребителей. Поначалу встречи патрульных самолетов с противником были редки. Для отражения воздушного противника, обнаруживаемого постами ВНОС «по-зрячему», приходилось главным образом поднимать дежурные экипажи. Недостаток средств радиосвязи на наших самолетах снижал эффективность действий истребителей, так как их нельзя было перенацелить.
Однако круглосуточное патрулирование сыграло положительную роль. Оно вынуждало авиацию противника действовать ограниченно и осторожно. В то же время это требовало огромных затрат сил и средств, приводило к быстрой выработке моторесурса, а, следовательно, и быстрому выходу из строя авиационной техники.
Усилия авиации направлялись почти исключительно на действия по моторизованным и пехотным соединениям врага. Летчики совершали по шесть-восемь боевых вылетов в день.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: «В это же время фашисты возобновили и попытки прорваться в Ленинград с воздуха.
Утром 20 июля мне доложили, что курсом на Ленинград с юга в сопровождении 12 «мессершмиттов» идут девять «юнкерсов». Отразить вражеский удар было поручено летчикам 7-го истребительного авиакорпуса. Первым встретило противника звено из 44-го иап... В районе Сализи они перехватили гитлеровцев и, несмотря на семикратное превосходство фашистов, сбили два самолета. Вскоре на помощь товарищам подоспели летчики 19-го иап. Немцы не выдержали ударов наших истребителей и, потеряв 10 машин, обратились в бегство...
21 июля немцы дважды пытались прорваться в город. И опять безуспешно. Советские летчики сбили 6 фашистских самолетов.
22 июля в налете участвовало уже 89 самолетов противника. Для отражения удара мы выделили 75 истребителей. На подступах к городу разыгралось настоящее воздушное сражение. Лишь двум или трем бомбардировщикам удалось прорваться через наш заслон. И еще 13 «юнкерсов» нашли себе могилу на советской земле.
Самый сильный налет на Ленинград был совершен в первой декаде августа. К сожалению, я не смог установить точной даты. Еще не успели подать сигнал воздушной тревоги, как мне доложили, что на Ленинград с юго-запада идут несколько эшелонов вражеских бомбардировщиков под мощным истребительным прикрытием. Служба ПВО насчитала около 300 самолетов.
Я приказал поднять для отражения удара в помощь 7-му иак всю фронтовую авиацию. Часть своих сил выделило и командование ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В своем резерве я оставил лишь группу из 10 истребителей, базировавшихся на Комендантском аэродроме.
Противник летел на высоте от 3000 до 4000 м. Ленинградские летчики встретили врага на подступах к городу в районах Витино, Волосово, Большая Пудость, Красное Село. Бой был жестокий. К сожалению, итоги его не нашли полного отражения в документах, и суммарные потери гитлеровцев мне установить не удалось. Но они были немалыми. Ночью фашистские бомбардировщики вновь попытались прорваться в Ленинград, но безуспешно.
Налеты на Ленинград продолжались до конца оперативной паузы на фронте. В них участвовало более 900 самолетов, но достигли города единицы…
Все возраставшая угроза Ленинграду вынуждала нас непрестанно искать наиболее действенные и отвечавшие обстановке формы и методы борьбы с вражеской авиацией…
Обстановка диктовала дальнейшие шаги в области централизованного руководства Военно-Воздушными Силами. Очередной такой шаг был сделан. К 20 июля, войдя в соглашение с командованием ВВС КБФ и 2-го корпуса ПВО страны, которому оперативно подчинялся 7-й иак, мы разработали и приняли к осуществлению единый план боевых действий всей ленинградской авиации. Согласно этому документу, вся территория, прилегавшая к Ленинграду с севера, запада и юга, в границах фронта и в оперативной глубине противника была разделена на зоны разведки и уничтожения вражеской авиации на земле и в воздухе. Авиация 7-й и 23-й армий, фронтовой группы, КБФ и 7-й иак получила свои строго очерченные зоны.
Правда, план этот просуществовал недолго, примерно до середины августа, но тем не менее наличие его упорядочило работу авиации и тем самым способствовало более экономному и результативному расходованию наших сил и средств в воздухе».
На 7-й иак ПВО была возложена ответственность за участок 42-й армии.
25.08.41 г. действия 7-го истребительного авиакорпуса ПВО были особенно успешными. Летчики корпуса совершили налет на вражеский аэродром Спасская Полисть. В результате умело организованного удара противник потерял более 60 самолетов.
Сначала все полки корпуса базировались на десяти аэродромах, расположенных вокруг Ленинграда, в 20-60 км от него. Кроме того, при необходимости могли быть использованы еще пятнадцать аэродромов. Большая часть аэродромов располагалась на юге и юго-западе от города. Но к сентябрю 1941 г., когда город был окружен, аэродромная сеть 7-го иак резко сократилась. В его распоряжении осталось всего четыре аэродрома, расположенные к северу. На них корпус и базировался всю блокаду.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: «6 сентября на ленинградцев обрушилось новое испытание. В этот день немецкие самолеты впервые прорвались в Ленинград. Раньше вражеские бомбардировщики дальше пригородов не доходили. И вот первые разрывы авиационных фугасов в самом Ленинграде. К счастью, бомбы упали не в густонаселенных районах - где-то на Лиговской улице и на территории Охтинского химкомбината.
Мы, авиаторы, были очень расстроены. Помнится, я даже крепко отчитал командира 7-го иак полковника Данилова. Впрочем, напрасно. Летчики не были виноваты. Радиолокационных станций у нас тогда было очень мало, а линия фронта проходила столь близко от города, что посты ВНОС, обладавшие в основном лишь средствами визуального и слухового наблюдения, не успевали своевременно предупреждать наших летчиков о появлении немецкой авиации. Так случилось и 6 сентября. Истребители вылетели на перехват противника с опозданием, и один или два «юнкерса» успели пробраться в город.
Ночью тоже был налет. В этот раз один бомбардировщик прорвался почти до центра Ленинграда. Это случилось что-то около полуночи. В тот день я так намаялся, что заснул у себя в кабинете на диване, не раздеваясь. Меня разбудил адъютант. Он сообщил, что город бомбят. Немцы бросают 250-килограммовые бомбы. Одна из них угодила в жилой дом на Невском проспекте. Есть убитые и раненые.
Налеты на Ленинград участились и стали систематическими. В жизни ленинградцев начался один из самых трудных периодов. Редкая ночь обходилась без бомбежек. Донимали и артиллерийские обстрелы. Население подолгу не покидало убежищ.
Но из всех первых дней сентября наиболее тяжким оказался восьмой день, когда стало известно, что немцы вот-вот перейдут в наступление против 42-й армии. 8 сентября вражеская авиация особенно упорно рвалась в город. Ленинград дважды подвергался сильной бомбежке - вечером и ночью. В восьмом часу вечера загорелись Бадаевские продовольственные склады. В двенадцатом часу «юнкерсы» снова прорвались в Ленинград. Всю ночь в этой части города полыхало зарево пожаров.
В вечерний налет крепко досталось району Смольного. Я ехал на заседание Военного совета фронта среди дыма и горевших зданий. Крутом грохотало от взрывов бомб и стрельбы зенитных орудий, в небе лихорадочно метались лучи прожекторов. В свете их вырисовывались темные силуэты домов и дымные шапки артиллерийских разрывов. Картина была фантастическая и угнетающая. На заседание я опоздал. Когда вошел, уже шло обсуждение дел. Все были угрюмы, говорили мало и скупо - в город только что пришла тяжелая весть - гитлеровцы захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде».
О напряженных воздушных боях у стен Ленинграда каждый день сообщалось в сводках Совинформбюро.
14.09.41 г. в вечернем сообщении говорилось: «Многочисленные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими летчиками. На днях на подступах к Ленинграду произошел воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолетов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков, были отогнаны».
16.09.41 г. в утреннем сообщении Совинформбюро говорилось: «В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть полковника Данилова сбила за один день 46 фашистских самолетов».
19.09.41 г. немецкая авиация совершила на Ленинград шесть налетов. 264 самолета, прорвавшиеся через зенитный заслон, сбросили 528 фугасных и 1435 зажигательных авиабомб, в результате чего пострадали Пролетарский завод, завод «Экономайзер», завод им. Жданова. Во время четвертого налета 52 немецких самолета бомбили жилые кварталы. В городе образовалось 89 очагов пожара. В состоянии воздушной тревоги ленинградцы находились за день 7 часов 34 мин. В течение восемнадцати часов город подвергался артиллерийскому обстрелу. Было разрушено 20 зданий, главным образом в Октябрьском и Володарском районах. Одновременно бомбардировочным ударам подверглись Кронштадт и аэродромы.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: «Все эти дни свирепствовали фашистские авиация и артиллерия. В городе артиллерийская тревога сменялась воздушной, почти неумолчно ревели сирены, рвались снаряды и бомбы. В самый разгар боев у Пулковских высот гитлеровцы нанесли по городу наиболее сильный из всех авиационно-артиллерийский удар. Во втором часу ночи 19 сентября на улицах и площадях начали рваться вражеские снаряды. Обстрел почти без перерывов длился до 7 вечера. С наступлением темноты на Ленинград двинулись «юнкерсы» и «хейнкели». Не успевал прозвучать сигнал отбоя воздушной тревоги, как следовал новый налет».
В последующие дни авиация противника предприняла попытку уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота, так как главные силы группы армий «Север», не прорвавшись к Ленинграду, оказались под сильным воздействием крупнокалиберной корабельной артиллерии.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Голубев: «Самым тяжелым для всей истребительной авиации днем стало 23 сентября. Налеты врага начались рано утром и продолжались до вечера. Иногда в небе находилось до 270 фашистских самолетов одновременно.
Гитлеровская авиация несла большие потери под Кронштадтом. Но и нам досталось. Погибло… немало прекрасных летчиков. Балтийские моряки тоже понесли потери: были потоплены эсминец «Стерегущий», лидер «Минск», подводная лодка М-74 и повреждены линкоры «Октябрьская революция», «Марат», эсминцы «Сильный» и «Грозящий».
21-23.09.41 г. в налетах на корабли КБФ участвовало до 400 самолетов противника. Советским летчикам удалось сбить 35 самолетов противника.
Основная нагрузка по прикрытию города в сентябре 1941 г. лежала на 7-м иак ПВО, так как с 11 сентября с Ленинградского фронта убыли полки 8-й иад, а с 20 сентября три полка 39-й иад убыли на переформирование и за получением материальной части.
Всего в течение сентября противник совершил 23 налета на Ленинград, из них 12 ночных и 11 дневных. Из 2712 самолетов, участвовавших в налетах, к городу прорвалось 675. Враг сбросил на Ленинград 991 фугасную и 31398 зажигательных авиабомб, выпустил по городу 5364 артиллерийских снаряда. В результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов городу был нанесен значительный ущерб. Самой большой бедой для ленинградцев стало уничтожение Бадаевских продовольственных складов.
26.09.41 г. полковник Данилов сдал командование корпусом полковнику Ерлыкину.
27.09.41 г. он был назначен командиром 5-й сад (7-й, 158-й и 159-й иап). Затем был командующим ВВС 54-й армии.
С 12.07.42 г. по 27.07.43 г. он командовал 287-й иад.
Дивизия начала боевые действия на Брянском фронте в составе 1-й истребительной воздушной армии. В августе 1942 г. 287-я иад вошла в состав 8-й ВА и действовала на Сталинградском фронте.
Несмотря на высокие командные должности, Данилов продолжал вылетать на выполнение боевых заданий.
Так, 27.09.42 г. прикрывая Сталинград с воздуха, группа Данилова вступила в бой с двумя пятерками бомбардировщиков Ju.88, шедших под прикрытием истребителей Bf.109 бомбить Тракторозаводский район. Помня приказ командующего атаковать в первую очередь бомбардировщиков, командир эскадрильи Н.М. Шутов врезался в их строй и сбил одного «Юнкерса». За ним пошел в атаку командир полка майор М.С. Хвостиков в паре с Лилей Литвяк. Но в результате плотного огня вражеских стрелков самолет Хвостикова получил повреждение, и летчик был вынужден прекратить атаку. Тогда Литвяк приблизилась к «Юнкерсу» на дистанцию 30 м и сразила его. Затем она пристроилась к старшему лейтенанту Беляевой и вместе с ней вступила в бой с подошедшими истребителями противника. Парой они, сбили «Мессершмитт». Еще одного «Юнкерса» уничтожил лейтенант Дранищев. В этом воздушном бою полковник Данилов сбил два бомбардировщика Ju.88 - один лично и один в группе.
9.03.43 г. 287-я иад вошла в состав вновь сформированного 10-го сак, находившегося в Резерве Ставки ВГК.
17.04.43 г. она прибыла из резерва Ставки в оперативное подчинение 5-й ВА на Северо-Кавказский фронт. На вооружении имела 98 самолетов Як-1.
19.04.43 г. 38 экипажей дивизии вошли в Геленджикскую авиационную группу.
В конце апреля 1943 г. дивизия была передана в состав 4-й ВА.
28.05.43 г. полковнику Данилову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
27.07.43 г. 287-я иад была преобразована в 11-й сак, командиром которого был назначен генерал-майор авиации Данилов. Корпус находился в оперативном подчинении 15-й ВА.
28.09.44 г. 11-й сак был преобразован в 14-й иак (185-я и 315-я иад).
За время боёв на 2-м Прибалтийском фронте летчики корпуса совершили 6475 боевых вылетов, сбили в воздушных боях 196 вражеских самолётов, уничтожили на земле большое количество боевой техники и живой силы противника.
15.10.44 г. за отличия в боях по освобождению Риги 14-му истребительному авиакорпусу было присвоено почетное наименование «Рижский».
Вспоминает генерал-майор авиации Степаненко: «В моей памяти навсегда запечатлелся образ командира нашего авиационного корпуса генерал-майора авиации Степана Павловича Данилова, авиационного начальника - лучшего из лучших, героя воздушных боев в небе Испании и Халхин-Гола, ещё до Великой Отечественной войны удостоенного высокой награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза. Сколько часов провёл он в воздухе, сказать трудно. Но летал он много и обладал огромным опытом, которым щедро делился со всеми, кто в этом нуждался. От нас командир неукоснительно требовал думать, анализировать свои действия. Нередко созывал конференции, семинары, на которых лучшие лётчики обменивались новыми, эффективными способами ведения боя. Вместе с нами, младшими и средними командирами, обсуждал предстоящие задачи, вникал во все мелочи, считая своим высшим долгом заботу о росте мастерства подчинённых. В этом он видел залог победы и гарантию сохранения жизни каждого пилота.
Характерной чертой С.П. Данилова была душевная близость с нами, рядовыми авиаторами, знание психологии людей. Непосредственное общение его с лётчиками давало возможность многое заимствовать у него и у более опытных товарищей, а ему быть в курсе настроений и чаяний своих подчинённых, чётко видеть уровень их подготовки, безошибочно определять подходы к решению задач более широкого масштаба. Принято так считать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой солдат в авиации - это лётчик. К чести генерала Данилова надо сказать, что он, будучи командиром дивизии, а затем и корпуса, с успехом преодолевал этот «служебный барьер», всегда был прост и доступен, будто стоял с нами на одной ступени, хотя на его плечах к тому времени лежало управление большим авиационным соединением.
Генерал Данилов знал каждого лётчика лично, как говорят, «в лицо». Неустанно следил за всеми - опытными асами и молодёжью. Не терпел зазнайства, халатности, безответственности в любом деле. За нас переживал и волновался, как отец. Не раз напоминал о необходимости быть осмотрительным в бою. Не любил давать наставлений, а свою тревогу обычно скрывал за шуткой. Думается, об этом я могу сказать с полным правом, поскольку не раз чувствовал на себе товарищеское внимание командира корпуса, видел его душевную заботу о рядовом составе авиаторов».
Всего за годы Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Данилов совершил 112 боевых вылетов, провел 23 воздушных боя, лично сбил 2 немецких самолета и 1 в группе.
Погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.