Популярные личности

Стэнли Кубрик

Американский кинорежиссер, продюсер
На фото Стэнли Кубрик
Категория:
Дата рождения:
1928-07-26
Место рождения:
Нью-Йорк, США
Дата смерти:
1999-03-17
Место смерти:
Сент-Олбанс близ Лондона, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Стэнли Кубрик: человек, который слишком много думал

Американского режиссера Стэнли Кубрика по праву называют одним из самых влиятельных кинематографистов второй половины XX века. Фильмы Кубрика, снятые с потрясающим техническим мастерством, насыщены новаторскими идеями и остроумными решениями. Его картины отличаются обилием крупных планов, необычными наплывами и панорамами, использованием классической музыки.


Многие, кто был знаком с Кубриком, называли его сумасшедшим и чудаком, и говорили, что работать с ним невозможно. О причудах режиссера ходят легенды. Например, некоторые актеры утверждают, что Кубрик заставлял снимать одну и ту же сцену по сотне раз! Несмотря на это, режиссера считали одним из умнейших людей эпохи. Журнал 'Панч' как-то написал, что 'Стэнли не был ни сумасшедшим, ни безумным. Он был одним из умнейших людей, которые когда-либо жили'. А писатель-фантаст Стивен Кинг назвал режиссера 'человеком, который слишком много думает и очень мало чувствует'.

Детство и юность

Стэнли Кубрик родился в Нью-Йорке 26 июля 1928 года, в еврейской семье. Отец, Якоб был родом из Восточной Галиции, а мать, Гертруда родилась на Буковине – землях современной Украины. Хотя родители Стэнли были женаты по еврейской традиции, семья не отличалась религиозностью.

Родители ни в чем не ограничивали Стэнли, предоставляя ему полную свободу. Он всегда делал то, что ему нравилось: играл в шахматы, гулял по городу, занимался фотографией (отец подарил ему камеру Graflex), играл в музыкальном коллективе. В школе он учился довольно плохо, поэтому набранных баллов не хватило, чтобы продолжить учебу. Стэнли долго подыскивал себе работу, пока в 1946 году не стал фотографом для журнала 'Look'. Кроме этого, он часто посещал Вашингтон-сквер, где зарабатывал игрой в шахматы.

В это же время Кубрик увлекся кино и в свободное от работы время регулярно посещал показы фильмов в кинотеатрах города. Особенно ему нравились картины Макса Офюльса, которые впоследствии сильно повлияли на визуальный стиль режиссера.

Первые фильмы

Заняться съемкой короткометражных фильмов Кубрика убедил его друг Алекс Сингер, который успешно продавал документальные картины кинокомпании 'March of Time'. Юный фотограф согласился и в 1951 году снял короткометражную документальную ленту 'День схватки'. К тому времени 'March of Time' уже обанкротилась, но молодому режиссеру удалось продать свою работу другой компании – 'RKO Pictures'. Вдохновленный таким успехом, Стэнли Кубрик уволился из журнала и приступил к работе над своим вторым фильмом 'Летящий падре'.

Создав несколько короткометражных работ, Кубрик начал съемки своего первого большого фильма 'Страх и вожделение', который вместе с картинами 'Поцелуй убийцы' и 'Убийство' относят к раннему творчеству режиссера. Хоть они и были приняты критиками достаточно тепло, Кубрик всегда стеснялся своих ранних работ, называя их 'любительскими'.

Первым фильмом, который обратил на себя внимание общественности, стал фильм 'Тропы славы', появившийся на экранах в 1957 году. Военная драма, которая рассказывала об ужасах Первой мировой, наделала много шума, а во Франции была даже запрещена к показу. Тем не менее, критики положительно оценили картину, а Стивен Спилберг не раз называл ее любимой у Кубрика.

Скандальная 'Лолита' и шокирующий 'Заводной апельсин'

Начиная с картины 'Тропы славы', каждый новый фильм Кубрика вызывал бурю эмоций, а иногда и настоящий скандал. Режиссер, которого мало заботило общественное мнение, часто затрагивал в своих фильмах запретные темы, показывая тем самым, что проблемы, если о них забыть и не говорить, на самом деле никуда не денутся.

В 1962 году Стэнли Кубрик, опасаясь американской цензуры, переехал в Англию, где снял один из самых значительных своих фильмов – 'Лолиту' по одноименному роману Набокова. Книга русского писателя, рассказывающая о любви зрелого мужчины к двенадцатилетней девочке, была скандально известной и породила в свое время даже судебный процесс. Фильм получился не таким откровенным (иначе его не допустили бы к прокату), хотя и вызвал общественные споры. Картина номинировалась на семь кинонаград, а мнения критиков разделились.

Сняв 'Лолиту', Стэнли Кубрик навсегда остался в Европе и до конца своих дней жил в Англии. Здесь он снял фильмы, которые впоследствии стали культовыми: 'Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу', 'Космическая одиссея 2001', 'Барри Линдон', 'Сияние', 'Цельнометаллическая оболочка'. Эти совершенно разные картины объединяло одно – все они имели литературную основу. Сняв впервые по роману Лайонела Уайта фильм 'Убийство' (1956 год), Кубрик остался верен своей традиции и всегда брал за основу будущей картины литературную работу.

Безусловно, наиболее значимым фильмом, так или иначе оказавшим влияние на мировой кинематограф, является фильм 'Заводной апельсин' по роману Энтони Берджесса. Действие картины разворачивается в футуристической Великобритании и рассказывает о лидере банды Алексе ДеЛардже, который со своими друзьями получает наслаждение от грабежей, драк, изнасилований и пыток. Фильм вызвал необычайный ажиотаж и яростный спор в СМИ. После того, как в Англии прокатилась волна подростковых преступлений, Кубрик изъял фильм из проката и вплоть до смерти режиссера он был недоступен в Соединенном Королевстве. Картина имеет множество интерпретаций и трактований. Некоторые критики и киноведы проводят параллель кубриковского государства с фашистским и коммунистическим обществами.

'Последний шедевр XX века' и конец пути

Среди поздних работ Стэнли Кубрика стоит отметить 'Сияние' по роману Стивена Кинга, 'Барри Линдон', получивший четыре 'Оскара' и 'Цельнометаллическая оболочка'.

Последним фильмом Кубрика стал фильм 'С широко закрытыми глазами', к работе над которым он приступил почти в семидесятилетнем возрасте. Картина снималась в обстановке строжайшей секретности, из-за чего еще до своего выхода вызвала множество споров. Семейная драма, в которой снялись Николь Кидман и Том Круз, как и предыдущие фильмы Кубрика, подверглась жесткой цензуре. Мнения критиков о последней работе режиссера разделились. Одни называли ее 'совершенно невразумительной драмой', другие – 'последним шедевром XX века'.

Сам Стэнли Кубрик не дожил до выхода фильма, скончавшись от сердечного приступа 7 марта 1999 года, спустя несколько дней после окончания работы над монтажом. После себя режиссер оставил множество нереализованных проектов. Так, известно, что Кубрик восхищался Наполеоном Бонапартом и хотел снять грандиозную эпопею о жизни полководца и государственного деятеля. В его библиотеке осталось 18 тысяч томов книг о Наполеоне. Кроме этого, у Кубрика была идея снять историю о роботе под названием 'Искусственный разум', которую осуществил Стивен Спилберг в 2001 году.

Стэнли Кубрик был чудаком и имел много странностей. Например, он всячески скрывал свою личную жизнь и редко появлялся на публике, из-за чего о нем ходило множество слухов и мифов. Известно, что Кубрик был дважды женат. Первый раз на Руз Соботки, а второй – на немецкой певице Кристине Харлан. Ужасный характер режиссера отмечали все, кто работал с Кубриком. Для некоторых сцен он заставлял делать по сотне дублей, выматывая операторов и актеров. Он никогда никого не слушал, полагаясь только на свой опыт и чутье. Кубрик говорил, что для того, чтобы стать великим режиссером, нужно не позволять вмешиваться в свою работу и оставаться самим собой.



Поделиться: