Румынская оперная певица, обладательница теплого лирического сопрано, сделавшая успешную международную карьеру и пользовавшаяся особой популярностью в Италии (Italy) и Соединенных Штатах (United States), где Роман исполнила немало главных ролей.
Настоящее имя певицы – Флорика Виорика Альма Стела Блазу (Florica Viorica Alma Stela Blasu), она родилась 23 августа 1904 года в Коложваре (Kolozsvár), который был тогда частью Австро-Венгрии (Austria-Hungary). Сегодня это город Клуж-Напока (Cluj-Napoca) в Румынии (Romania). Она росла в музыкальной семье и училась пению не меньше восьми лет, прежде чем состоялся ее дебютный концерт, сначала в Клуже, затем в Бухаресте (Bucharest). После этого она получила стипендию, чтобы продолжить свое обучение в Италии под руководством великого интерпретатора произведений композиторов-веристов Джузеппины Балдассаре-Тедески (Giuseppina Baldassare-Tedeschi). Однако позже Стелла сказала, что стиль ее преподавательницы не очень ей подходит.
Следующим учителем Стеллы стала прославленная румынская певица-сопрано Хариклея Даркле (Hariclea Darclée), для голоса которой писали оперы многие композиторы того времени, включая Джакомо Пучини (Giacomo Puccini), создавшего для нее бессмертную 'Тоску' (Tosca). О Даркле ее благодарная ученица писала, что Хариклея научила ее ценить каждое слово и фразу.
По словам самой певицы, ее профессиональный оперный дебют состоялся в 1934 году в Болонье (Bologna) с партией Мадлен (Maddalena) в 'Андре Шенье' (Andrea Chénier), хотя другие источники упоминают о выступлении в Пьяченце (Piacenza) в 1932 году. Она пела Тоску в театре Сан-Карло (Teatro di San Carlo) в Неаполе (Naples), что послужило началом долгого партнерства с тенором Джакомо Лаури-Вольпи (Giacomo Lauri-Volpi).
В 1937 году итальянский дирижер Туллио Серафин (Tullio Serafin) предложил Стелле Роман трехлетний контракт с Римским оперным театром (Rome Opera House), и вскоре она дебютировала на сцене Римской оперы в роли Аиды (Aida).
В 1941 году Роман, также в роли Аиды, впервые появилась на сцене Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) в Нью-Йорке (New York) и продолжала выступать там на протяжении 40-х годов, одну за другой исполняя самые крупные женские партии и
тальянского репертуара – в 'Трубадуре' (Il trovatore), 'Отелло' (Otello), 'Бале-маскараде' (Un ballo in maschera), 'Сельской чести' (Cavalleria rusticana), 'Джоконде' (La Gioconda), 'Тоске' и других итальянских операх. Впрочем, Роман часто приходилось делить эти роли в Метрополитен-Опера с хорватским драматическим сопрано Зинкой Милановой (Zinka Milanov). Стелла Роман покинула Метрополитен-Опера в 1951 году, после прихода Рудольфа Бинга (Rudolph Bing) в качестве генерального менеджера.
У Роман были особенные отношения с композитором Рихардом Штраусом (Richard Strauss), который выбрал ее на роль Императрицы (Empress) в итальянской премьере 'Женщины без тени' (Die Frau ohne Schatten), состоявшейся в Ла Скала (La Scala) в 1940 году. Позже, в 1948 году, она приезжала к Штраусу в Понтрезину (Pontresina), чтобы разучить с ним 'Четыре последние песни' (Four Last Songs) и роль Маршальши (Marschallin) в 'Кавалере розы' (Der Rosenkavalier). Именно роль Маршальши завершила ее карьеру в неаполитанском театре Сан-Карло.
Роман ушла со сцены в 1953 году, когда вышла замуж во второй раз; ее оперная карьера продолжалась 19 лет. Выйдя на пенсию, Стелла Роман занялась живописью, и ее работы не раз выставлялись. Она умерла 12 февраля 1992 года в Нью-Йорке, в возрасте 87 лет.
Во время работы в Метрополитен-Опера были записаны несколько выступлений Стеллы Роман, переизданные в наше время на CD. Среди них - датированная февралем 1942 года запись в роли Амелии (Amelia) в 'Бале-маскараде'; запись в роли Леоноры (Leonora) в 'Силе судьбы' (La forza del destino), сделанная в январе 1943; Дездемона (Desdemona) в 'Отелло', сделанная в 1946. Кроме того, существует запись различных оперных арий в сопровождении Лос-Анджелесского филармонического оркестра (Los Angeles Philharmonic).
Певица говорила, что она сделала несколько записей румынских народных песен с ее соотечественником Джордже Энеску (George Enescu), но не была уверена, были ли они когда-либо выпущены на пластинке