Первый заместитель председателя парламента Северной Осетии, председатель комиссии парламента Северной Осетии по расследованию теракта в Беслане, член партии "Единая Россия", профессор, заведующей кафедрой Северо-Осетинского государственного университета.
Кесаев Станислав Магометович родился 16 июля 1950 года в городе Дигора Дигорского района Северо-Осетинской АССР. В 1972 году окончил юридический факультет Северо-Осетинского государственного университета. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном университете имени А.А. Жданова. Работая в Северо-Осетинском государственном университете, прошел все ступени карьерного роста: ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора. Заведующий кафедрой "Теории и истории государства и права".
В период с 1990 по 1995 годы Кесаев возглавлял комитет по законодательству, законности и общественной безопасности Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. В 1997-1999 годах занимал должность советника президента республики Северная Осетия и полномочного представителя президента в парламенте республики. В 1999 году избран в североосетинский парламент от владикавказкого избирательного округа № 50. Член депутатского объединения партии "Единая Россия". С мая 1999 года по июнь 2005 года Кесаев являлся заместителем председателя парламента республики Северная Осетия. 30 июня 2005 года Кесаев избран первым заместителем председателя парламента Северной Осетии.
В сентябре 2004 года Кесаев возглавил комиссию, созданную парламентом Северной Осетии и призванную провести параллельное расследование теракта в Беслане наряду с федеральной парламентской комиссией под руководством Александра Торшина и прокуратурой. С самого начала расследования Кесаев заявил, что возглавляемая им депутатская комиссия не собирается ждать окончания итогов работы оперативно-следственной группы Генпрокуратуры и парламентской комиссии в Москве. Кесаев неоднократно выступал с интервью, в которых сообщал о фактах, противоречащих основной версии следствия: в частности, он привел доказательства использования гранатометов и танков при штурме. С некоторыми из этих доводов Генпрокуратуре пришлось согласиться. После интервью главы осетинской комиссии журналу "Коммерсантъ-Власть" в июне 2005 года замгенпрокурора Николай Шепель назвал Кесаева "бессовестным", а комиссию - "незаконной". В свою очередь, Кесаев заявил, что не собирается обращать внимания на подобные заявления, так как до этого заявления комиссия сотрудничала с московской парламентской комиссией и со структурами Генпрокуратуры и вопросов о ее нелегитимности не возникало.
30 июня 2005 года перед выборами нового спикера парламента Северной Осетии Кесаев, считавшийся одним из главных претендентов на этот пост, неожиданно взял самоотвод. По данным некоторых СМИ, он мог это сделать под давлением со стороны представителей федерального центра, недовольных его критикой в адрес официального следствия по теракту в Беслане.
7 сентября 2005 года замгенпрокурора Владимир Колесников обвинил Кесаева в желании "на крови и на нашей боли заработать себе политический капитал". Причиной послужил отказ вице-спикера предоставить имеющююся у него информацию об обстоятельствах теракта прокуратуре. Шепель поддержал коллегу, назвав позицию Кесаева "совершенно негодной". 12 сентября Кесаев все же дал показания Генпрокуратуре. Однако при этом источники своей информации Кесаев не назвал, подчеркнув, что пошел в прокуратуру лишь как свидетель.
25 сентября 2005 года парламент Северной Осетии объявил, что обнародование выводов комиссии, намеченное на 29 сентября, переносится на неопределенный срок. По мнению ряда СМИ, перенос доклада мог быть связан с давлением на комиссию со стороны прокуратуры.
Однако 29 сентября был оглашен предварительный доклад комиссии. Кесаев признал, что принципиальных разногласий с Генпрокуратурой у него нет, отметив все же в своем выступлении, что главные вопросы, стоявшие перед комиссией, остались непроясненными. Кесаев не стал зачитывать доклад, ограничившись изложением тезисов и комментариями. Между тем в самом тексте доклада, который был представлен общественности и опубликован во многих СМИ, в частности на сайте "Новой газеты", на некоторые вопросы были даны ответы, решительно расходящиеся с официальной версией прокуратуры. В частности, в нем утверждалось, что развязка тераката, повлекшая большое число жертв, была спровоцирована двумя выстрелами извне.
На протяжении всего парламентского расследования Кесаев и члены его комиссии ставили под сомнение выводы следствия, критиковали работу оперативного штаба и оспаривали право силовиков на применение ими тяжелого вооружения при освобождении заложников. Разрешить противоречия между сторонами удалось только после вмешательства главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова. Помимо расследования теракта в Беслане Генпрокуратура начала не менее масштабные проверки, связанные с коррупцией сразу в нескольких министерствах Северной Осетии, организовала проверку ведущих водочных заводов республики. По мнению некоторых СМИ, за смягчение позиции по Беслану со стороны парламентариев властям республики был предложен аналогичный шаг со стороны следствия по делам о коррупции. В аппарате Кесаева факт подобного соглашения категорически отвергли.
Многие пострадавшие от теракта были разочарованы итогами деятельности комиссии Кесаева, отмечая, что комиссией так и не были названы чиновники, своей бездеятельнстью допустившие теракт. О тех же, что были названы, Кесаев, по словам пострадавших, говорил обтекаемо, так что непонятно было, обвиняет он чиновников или выгораживает.