Прежде всего, Грей известен как актер и сценарист драмы 'Доплыть до Камбоджи', вышедшей в 1987-м году, а также как англосаксонский протестант с тихой манией и необычным мастерством удерживать внимание публики своими монологами. Он начинал свою карьеру в региональном театре, переехав в Нью-Йорк в 1967-м, где спустя три года вступил в экспериментальную труппу Ричарда Шечнера 'Performance Group'. Сполдинг стал одним из основателей театральной компании 'Wooster Group' в 1975-м.
Рокуэлл Сполдинг Грей родился 5-го июня 1941-го года в Провиденсе, штат Род-Айленд, США. Сын фабричного рабочего, Рокуэлла Грея-старшего, и его жены, Маргарет Элизабет 'Бетти' Хортон, домохозяйки. Он вырос вместе с двумя младшими братьями, Чаннингом Майклом и Рокуэллом-младшим, и был воспитан по христианским традициям, проводя лето в доме своей бабушки в Ньюпорте.
Окончив школу Barrington High School, Грей поступил в колледж Emerson College, главным образом изучая поэзию, и окончил его со степенью бакалавра в 1963-м году. В 1965-м он переехал в Сан-Франциско и стал учителем поэзии в институте Esalen Institute. В 1967-м Рокуэлл, пребывая в отпуске в Мехико, узнал о том, что его 52-летняя мать совершила суицид. После смерти матери он обосновался в Нью-Йорке.
Театральный истори
к Дон Уилмет отметил уникальный писательский стиль Сполдинга и его актерские задатки, заметив, что увлечь аудиторию историями из своей жизни сегодня не так-то просто и что Грей по праву гордится своим театральным минимализмом. Сыграв несколько ролей второго плана в таких фильмах, как историческая драма Роланда Жоффе 'Поля смерти' 1984-го с Сэмом Уотерстоном, и показав себя на телевидении, в том числе в программе 'Субботним вечером в прямом эфире', Сполдинг впервые добился национального внимания в 1985-м, когда написал пьесу 'Доплыть до Камбоджи', которая была экранизирована в 1987-м году. За пьесу он получил стипендию Гуггенхайма и Национальную книжную премию.
Восхищаясь уникальным минимализмом Сполдинга в фильме и пьесе 'Доплыть до Камбоджи', театральный режиссер Марк Рассел н
писал: 'Он свел все к столу, стакану с водой, блокноту со спиральным переплетом и микрофону. Чисто театрально – человек, аудитория и история. Сидя за столом, Сполдинг говорит в микрофон, рассказывая истории своей жизни из памяти и его блокнота. Простой прием: часть новостей, часть исповеди, часть с американским рассказчиком. Один человек, склеивающий кусочки прошлой жизни воедино, одна память, одна правда – и все это одновременно. Как и всё гениальное, это идея, вращающаяся вокруг своей оси, стала абсолютно новой и радикальной'.
Помимо своих известных монологов, Грей был одним из членов-основателей экспериментальной театральной компании 'Wooster Group'. Он сыграл во множестве спектаклей, в том числе и в громком возрождении трехактовой пьесы Торнтона Уайлдера 'Наш городок'. Журн
алист и писатель Роже Розенблатт, описывая известного мастера монолога, сказал: '… Сполдинг – актер второго плана. Вот кем он стал в кино. Но, как писатель и артист оригинального жанра, он изменил представление о том, что значит актер вспомогательного состава… Он изобрел форму, редкую среди артистов. Некоторые называют ее 'эпическим монологом', потому что вначале он был рассказан, а уже потом записан, словно старый эпос...'.
В 1992-м году Грей опубликовал свой первый и единственный роман, 'Impossible Vacation', во много основанный на его личном опыте, включая его христианское воспитание и самоубийство матери.
В июне 2001-го Рокуэлл получил тяжелые травмы в автокатастрофе, находясь в отпуске в Ирландии. До этого пытаясь выкарабкаться из доставшейся ему по наследству депресси
и подавить биполярное расстройство, он добавил к своим проблемам сломанное ребро, практически неподвижную правую ногу, перелом в черепе и ужасный шрам на лбу. В ходе операции хирурги удалили десятки костных фрагментов из его фронтальной коры головного мозга. Подорванный физически и эмоционально, актер последующие месяцы экспериментировал с разными видами терапии, какие только можно себе вообразить.
Известный невролог Оливер Сакс рассказал о том, что Сполдинг, став его пациентом, несколько раз говорил ему о неком 'креативном самоубийстве'. 7-го марта 2004-го нью-йоркские медэксперты сообщили о том, что тело Грея было найдено двумя мужчинами, которые вытащили его из Ист-Ривер. Считается, что Рокуэлл покончил с собой, прыгнув в реку, не сумев одержать победу в борьбе с депрессией