Родился в семье крепостных помещика Безобразова. Бедность отцовского хозяйства заставляет поэта с 12 лет итти в город мыкаться по «местам», и с этого времени его жизнь на долгие годы раздваивается между городом и деревней. Возвращается Дрожжин на родину для постоянного жительства только после того как достигает широкой литературной известности. Дрожжин - один из первых самоучек-зачинателей поэзии деревенской бедноты и последний представитель её своеобразного «народнического» этапа.
Социальное бытие деревенской бедноты в 70-е гг. и последующие десятилетия, время писательской деятельности Дрожжина, было таковым, что она не могла осознать классовой структуры общества, классового пути пролетариата, а тем более его роли в отношении деревни. Отсюда в поэзии Дрожжина, с одной стороны, самые общие мотивы недовольства, жалобы на тяжкую долю «труженика-народа», на «мрак» и «стон за стенами тюрьмы», с другой стороны - такие же общие мотивы смутных чаяний «света», веры в лучшее этого «труженика-народа». Конкретные черты этого идеала «свободной» жизни - сытость и довольство мелкого собственника, труженика-одиночки.
В своей тематике Дрожжин не ограничивается сельской природой, бытом, трудом и долей бедняка, он поёт и о жизни рабочего. Понятно, что и в этих песнях - такая же, как и к доле деревенского бедняка, жалость, только усугублённая чёрными красками огромного каменного завода, «где адский горн во тьме пылает и шип змеиный издаёт».
Среди шума больших городов,
Иль в далёкой глухой деревушке,
Поищи ты других бедняков
Среди фабрик, палат и дворцов,
По подвалам иль в душной лачужке.
Там услышишь ты вздохи и стон,
Утомлённой, надорванной груди,
Где в неволе работают люди
И покорность вменяют в закон.
(«Монолог»)
Поэт не видит путей развития рабочего класса: «ничтожны люди пред страшной силою машин» («Из песни рабочего»
). Социальное бытие деревенской бедноты определяло не только мотивы жалоб, надежд, но и мотивы бунтарства, злобы и ненависти, как напр. у С. Подъячева. Но этих настроений мы не найдём в творчестве Дрожжина, они приглушены у него мотивом толстовского всепрощения, навязанным ему буржуазной идеологией: «И зло любовью победим» («Ночные думы»).
Стихи Дрожжина с формальной стороны по большей части подражательны. Он подражает Пушкину («В столице», «На память пережитых дней», «Трава, как бархат, зеленеет»), Кольцову («Запевка», «В страду», «Рожь»), Некрасову («К песне»), Никитину и народной песне. Для ряда этих подражаний написана музыка. Изобразительные средства Дрожжина скудны. Рифма безыскусственная, бедная: прочь - ночь, свет - бед, народ - вперёд, ждёт - гнёт, лет - привет, отдана - страна, переменился - возродился и т. д. Поэтические сравнения так же бледны, невыразительны: казалось грешники в аду кипят в смоле; как в склепах питерских могил; как тараканы по углам; словно коршун грудь терзает; трава, как бархат, зеленеет.
Но всё же, обладая талантом непосредственного, правдивого выражения переживаний его социальной группы, Дрожжин возвышается над многими поэтами «из народа» конца XIX и начала XX вв. Как зачинатель крестьянской поэзии он имеет несомненные заслуги и своё место в истории русской лит-ры.
Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929-193