Американский художник, прославившийся фотографиями десятков, сотен и тысяч обнажённых людей, собранных в самых необычных для этого местах.
Спенсер Туник с 1992 организовывает флэш-мобы обнаженных людей для своих фото-инсталляций. Самый крупный флэш-моб ему удалось организовать в 2007 в Мехико из 18000 добровольцев.
Спенсер Туник — американский художник, прославившийся фотографиями десятков, сотен и тысяч обнажённых людей, собранных
в самых необычных для этого местах.
С 1992 года С. Туник начал фотографировать обнажённых моделей. Вначале это были один или несколько человек, однако постепенно число позировавших увеличивалось. Сейчас он делает около шести работ в год по всему миру: художник побывал в Нью-Йорке, Вене, Лос-Андже
лесе, Базеле, Мехико, Барселоне, Амстердаме и других крупных городах. Произведения С. Туника совмещают в себе сразу несколько аспектов одновременно: скульптуру, перформанс, лэнд-арт. Художник заранее объявляет о месте следующей съёмки и предлагает всем желающим принять участие. Волонтёры регистрирую
тся и в назначенную дату собираются в определённом месте. Далее следует сбрасывание всех одежд и принятие нужных поз. Обычно люди стоят, лежат на земле, лежат друг на друге, поднимают руки вверх.
Начав с полутора тысяч людей, С. Туник достаточно быстро увеличил количество волонтёров. Например, в
июне 2003 года в Барселоне он собрал семь тысяч обнажённых, а 6 мая 2007 года он побил все рекорды, сфотографировав восемнадцать тысяч на площади в Мехико.
То, что может показаться на первый взгляд бессмысленным и попирающим общепринятые общественные нормы, имеет под собой очень глубокое обоснова
ние. Спенсер Туник неоднократно признавался в своём восхищении перед красотой человеческого тела. В каждом произведении он пытается создать отдельный небольшой идеальный мирок в пределах нашего безумного, хаотичного, далеко не всегда гармоничного мира. Каждая работа передаёт не только человеческую к
расоту, но и её уязвимость, хрупкость.
Ещё в середине прошлого века художник Дж. Сигал почувствовал, что окружающий человека мир становится всё более агрессивным. В своих произведениях он помещал гипсовых людей в «environment», создавая их при помощи реальных предметов. Человек Дж. Сигала одинок:
одинок среди вещей, в городе, даже в окружении других людей. Перспектива полного отчуждения получается весьма пугающая. В работах Спенсера Туника вопрос взаимодействия человека и мегаполиса встаёт как нельзя острее. Агрессивная среда современного мегаполиса очень чётко схвачена художником. В городе
каждый человек, с одной стороны, всегда находится на виду у всех, а с другой стороны, он не виден. Человек теряется в толпе, в людском потоке и становится незаметным и ненужным. Спенсер Туник, как и Дж. Сигал помещает своих героев в окружающий мир. Однако его фигуры — живые люди, а окружение — живо
е пространство города. Сталкивая обнажённого человека и ситуацию, С. Туник пытается понять их взаимодействие. Так же как и Дж. Сигал, С. Туник оставляет свих героев обнажёнными, лишёнными какой-либо возможности прикрыть себя.
Парадоксально, но вместо того, чтобы обратить внимание на отдельных люд
ей, массовое оголение стирает какие-либо различия, даже между мужским и женским полами, превращая всех участником в единое тело. Творчество С. Туника лишено сексуальности и каких-либо неприличных намёков и призывов. В его работах человек не воспринимается как объект сам по себе, а органично вливаетс
я в живую скульптуру, помещённую в урбанистическое окружение. Произведения Спенсера Туника позволяют человеку сблизиться с окружающими людьми, преодолеть грань отчуждения, которая всё явственнее проявляется в последние десятилетия. Увеличивающееся с каждой инсталляцией количество желающих принять уч