Популярные личности

Спартак Мишулин

народный артист РСФСР
На фото Спартак Мишулин
Категория:
Дата рождения:
1926-10-22
Место рождения:
Москва, Россия
Дата смерти:
2005-07-17
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

С.В. Мишулин – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени И. Смоктуновского, лауреат премии имени братьев Люмьер, заслуженный артист Польши, дважды удостаивался награды за лучшую мужскую роль в спектаклях «Счастливое событие» Мрожека (Старик) и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (Карлсон). Но высшей для него наградой являлась всенародная слава и любовь миллионов зрителей.


Родился 22 октября 1926 года в Москве. Мать – Мишулина Анна Васильевна, по профессии геолог. Супруга – Мишулина Валентина Константиновна (1945 г. рожд.), работала монтажером на телевидении в программе «Время». Дочь – Мишулина Карина Спартаковна, окончила Театральное училище имени М. Щепкина, актриса Московского драматического театра на Петровской.

Об актерской профессии Спартак Мишулин мечтал с детских лет. Ребенком бегал в Детский театр, который располагался на Тверской, напротив дома, где он жил. Однажды в кинотеатре «Москва» перед сеансом выступал фокусник и в ходе представления попросил кого-нибудь из зрителей ему ассистировать. 11-летний Спартак Мишулин буквально влетел на сцену, начал подыгрывать артисту, изображая «искреннее» удивление его проделкам. Это первое публичное выступление укрепило в нем желание стать актером. Когда началась война, Спартак Мишулин учился в 5-м классе. Он убежал из дома на фронт, но оказался в Казахстане, работал трактористом, затем учился в артиллерийской школе в Анжеро-Судженске. Впоследствии в поселке Удомля Калининской области организовал самодеятельный театр, в котором был сразу и автором, и режиссером, и актером. 14-летним подростком он стал художественным руководителем районного Дома культуры.

Спартак Мишулин подал документы в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Перед изумленной приемной комиссией он читал стихи Апухтина и плясал «Цыганочку». После прослушивания один из экзаменаторов, ректор училища Б.Е. Захава, сказал, указывая на Мишулина: «Этого парня нельзя подпускать к сцене ближе чем на триста метров».

Спустя несколько лет Борис Евгеньевич опубликовал в одной из центральных газет свою статью о гастролях в Москве Омского драматического театра, особенно восторгаясь игрой некоего молодого актера. По иронии судьбы этим актером оказался... Спартак Мишулин. После неудачной попытки поступить в Щукинское училище он уехал в Калинин (Тверь), окончил там театральную студию, работал в Калининском областном драматическом театре, затем перешел в труппу Омского драматического театра.

В первый же год работы в Калининском драмтеатре Спартаку Мишулину поручили роли в спектаклях «День чудесных обманов» и «Парень из нашего города». Яркий комедийный талант молодого актера обнаружился с первых же шагов и получил дальнейшее развитие в ролях Курочкина в «Свадьбе с приданым», Птицына в «Свадебном путешествии». Наряду с комедийными ролями Спартак Мишулин всегда стремился к серьезным, героико-драматическим ролям. В его раннем театральном репертуаре были непохожие друг на друга роли: драматическая – Сергей в «Иркутской истории» А. Арбузова, героическая – Денисов в «На той стороне»... и глубоко психологическая – Тузенбах в «Трех сестрах» А. Чехова. В спектакле «Клоп» по В. Маяковскому, который ставил на сцене Омского драматического театра режиссер В. Мотыль, Спартак Мишулин играл сразу несколько ярких эпизодов, где, по словам В. Мотыля, он «переодевался и перегримировывался с ловкостью и быстротою фокусника». За годы работы в Омске он написал около 60 песен (некоторые из них звучали в спектаклях театра), пьес и киносценариев.

В 1961 году после гастролей Омского драматического театра в Москве Спартак Мишулин был приглашен в Московский академический театр сатиры. Уже первые замечательно сыгранные роли принесли актеру широкую известность: Скапен – «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера (1962), Остап Бендер – «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова (1962), Ладыгин – «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964), Жув и Филипп – «Интервенция» Л. Славина (1967), Карлсон – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен (1968), Ветринский – «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса и М. Червинского (1970).

В дальнейшем на сцене Театра сатиры С.В. Мишулин сыграл в спектаклях: «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (Король, 1971), «Ревизор» Н. Гоголя (Хлопов, 1972), «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта (Повар, 1972), «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина (Грабитель, 1973), «Ремонт» М. Рощина (Изобретатель, 1975), «Бег» М. Булгакова (Чарнота, 1977), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (Пичем, 1980), «Самоубийца» Н. Эрдмана (Калабушкин, 1982), «Крамнэгел» П. Устинова (Крамнэгел, 1983), «Горячее сердце» А. Островского (Хлынов, 1992), «Счастливцев – Несчастливцев» Г. Горина (Бораенко, 1998), «Неаполь – город миллионеров» Эдуардо де Филиппо (Джениаро, 2000) и др. В 1992 году в Театре сатиры А.А. Ширвиндт поставил спектакль – бенефис С.В. Мишулина «”Спартак” (Мишулин) – “Зритель” (сборная)».

Творчество С.В. Мишулина отличалось небывалой самобытностью, неповторимостью, чувством образности. Он был одним из ведущих и немногих современных мастеров эксцентрики, буффонады, острого рисунка. И прежде всего – мастером «разумного гротеска». Сатирические преувеличения нужны были актеру для раскрытия самого главного, существенного в характере роли. Конкретные явления жизни он укрупнял, заострял, возводил в степень социального обобщения. Реальное в его творчестве переплеталось, взаимодействовало с остроумной выдумкой, бытовая конкретность – с условностью. Однако жанровый диапазон С.В. Мишулина не ограничивается комедийно-эксцентрическим направлением. Гротеск в его исполнении прекрасно вписывался в любой жанр – трагедию, драму, водевиль. Это и жалкий, нелепый, трясущийся от страха Хлопов («Ревизор»), и смешной человек с пластикой мима и походкой чаплинских героев – Грабитель («Маленькие комедии большого дома»), и циничный обыватель Повар, для которого война превращается в источник существования («Мамаша Кураж и ее дети»). Ярким примером трагедии в русле гротеска стала роль Чарноты в «Беге» М. Булгакова. Играя Пичема в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, С.В. Мишулин с помощью гротеска передал самую страшную болезнь человечества – нравственный распад личности.

Ролью, в которой актер достиг удивительного сплава комедии, эксцентрики с лирикой и драмой, стал Карлсон в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен. Актер увидел своего героя глазами ребенка. Его Карлсон – взрослый ребенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный. Работая над ролью, С.В. Мишулин руководствовался фразой режиссера: «Вещи – тлен, главное – человеческие отношения». Так появился грустный, лирический, одинокий Карлсон, который учил удивляться и радоваться жизни, видеть необыкновенное в заурядном и являлся лучшим другом детей. Роль Карлсона Спартак Мишулин играл более 30 лет, 1900 раз выходил он на сцену в этом образе.

С.В. Мишулина отличало редкое качество – тонкое осознание других персонажей, ощущение партнера по сцене. Играя роль Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке», он шел по пути авторов книги, для которых не менее главного героя были важны все остальные персонажи и не менее, чем персонажи, были важны обстоятельства. Мишулин исполнял именно сочетание Остапа и обстоятельств, его породивших, Остапа и окружения, не позволяя себе солировать. От этого весь спектакль наполнялся подлинной жизнью.

С.В. Мишулин обладал творческой способностью отойти от принятого, привычного и пойти собственным, неизведанным путем, он был далек от актерского консерватизма и штампов. Для него на сцене не существовало ничего невозможного: в спектакле «Таблетка под язык» он взбирался на люстру, его Грабитель из «Маленьких комедий большого дома» спускался на сцену по стене. С.В. Мишулин был виртуозен в работе с реквизитом. На сцене в его руках, как у циркового артиста, оживали самые обычные вещи. Актер любил импровизацию, стремился к непосредственному, живому контакту со зрителем.

Пан директор из «Кабачка “13 стульев”» – телевизионная роль, принесшая актеру широкую популярность. Идея создания этой передачи родилась во время гастрольной поездки в Польшу группы актеров, среди которых были С. Мишулин и А. Белявский. Последний перевел ряд польских сатирических миниатюр на русский язык и отнес их на телестудию. Так возникла первая передача. На студию сразу же пошел поток писем от телезрителей, которые ждали продолжения. Возникла еще одна передача, появились постоянные персонажи... Спартак Мишулин более 15 лет (с 1969 года) играл Пана директора в телевизионной программе «Кабачок “13 стульев”», исполнив в этой роли более тысячи миниатюр.

В 1988 году С.В. Мишулин дебютировал в качестве режиссера, поставив детский спектакль «Бочка меда» Л. Устинова. Спектакль с неизменным успехом идет на сцене Театра сатиры до настоящего времени, с момента премьеры его сыграли уже более 600 раз.

Первая работа С.В. Мишулина в кинематографе – роль Саида в картине «Белое солнце пустыни» (1969). Режиссер фильма В. Мотыль остановил свой выбор на С. Мишулине уже после первого прочтения литературного сценария будущей картины. Актер сразу принял предложение сниматься: роль Саида отвечала его потребности в перевоплощении, ставила непривычные задачи и позволяла использовать его богатый пластический опыт. По просьбе С.В. Мишулина, который был всегда лаконичен, экономен в выборе выразительных средств, его Саиду, говорившему в сценарии будущего фильма по-восточному много, максимально сократили текст. В его невозмутимом «стреляли...» каждый раз иначе, с иным подтекстом произнесенном, таились целые монологи, насыщенные драматизмом, – монологи верности, тревоги за друга, безмерной благодарности за свое спасение.

В дальнейшем актер сыграл в фильмах: «В тринадцатом часу ночи» (1969), «В тридевятом царстве» (1970), «Достояние республики» (1971), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Кыш и Двапортфеля» (1974), «Поцелуй Чаниты» (1974), «Что наша жизнь?!» (к/а «Ау-у!») (1975), «Талисман» (1983), «Перикола» (1984), «Осторожно – Василек!» (1985), «Хорошо сидим!» (1986), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» (1989), «Бабник» (1990), «Очарованный странник» (1990), «Вербовщик» (1991), «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), «Чертов пьяница» (1991), «Щен из созвездия Гончих псов» (1991), «Воздушные пираты» (1992), «Выстрел в гробу» (1992), «Бравые парни» (1993), «Нефертити» (1993), «Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах» (1994), «Бульварный роман» (1994), «Мастер и Маргарита» (1994), «Дела смешные, дела семейные» (1996), «Паранойя» (1998) и др. Принимал участие в киноконцерте «Старые песни о главном-2» (1997). Всего в активе актера – более 100 фильмов.

С.В. Мишулин – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени И. Смоктуновского, лауреат премии имени братьев Люмьер, заслуженный артист Польши, дважды удостаивался награды за лучшую мужскую роль в спектаклях «Счастливое событие» Мрожека (Старик) и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (Карлсон). Но высшей для него наградой являлась всенародная слава и любовь миллионов зрителей.

Помимо работы в театре и кино С.В. Мишулин писал юмористические рассказы, увлекался коллекционированием значков.

Скончался 17 июля 2005 года в Москве.



Поделиться: