Русский писатель и музыкант, на данный момент проживающий в США.
Появился на свет Волков в Уратюбе, близ Ленинабада, Таджикистан – там его семья находилась в эвакуации. Разумеется, уже через год Волковы смогли вернуться назад, в Ригу. Именно там Соломон и начал играть на скрипке. Талант у него был немалый; помог ему и талантливый педагог. Кстати, учился Волков вместе с другим великим скрипачом того времени, Владимиром Спиваковым.
Постепенно в Риге Соломону стало тесно; он решил продолжить изучать музыку в Ленинграде. Поселился в северной столице Волков в интернате школы при консерватории. Окончив музыкальную школу, Соломон поступил в консерваторию; после консерватории он начал давать сольные концерты. С музыкальной наукой Соломон, кстати, не расстался, поступив в аспирантуру; там Волков занимался историей специального искусства. В то время у Соломона уже сложилась репутация вундеркинда – первую свою статью он опубликовал в 15 лет. Статья содержала рецензию на мировую премьеру 7-го концерта Шостаковича; по забавному совпадению, именно Дмитрий Дмитриевич Шостакович сыграл решающую роль в дальнейшей карьере Волкова.
Впервые встретились Шостакович и Волков в Ленинграде; дальнейшее их общение протекало, впрочем, в Москве – Соломон в то время работал в журнале 'Советская музыка'. По совпадению, великий композитор жил в том же доме, где располагалась редакция журнала. Волков и Шостакович регулярно общались – именно запись их разговоров в дальнейшем легла в основу написанной Соломоном книги мемуаров Дмитрия Дмитриевича. Шостакович был доволен получившимся трудом, однако поставил одно лишь условие для его публикации – выйти в печать книга должна была строго после его смерти. Дело было в том, что в разговорах с Волковым часто всплывала политическая тема – высказывать же в то время мнение, отличное от линии партии, было достаточно опасно.
После смерти Дмитрия Дмитриевича Соломон решил исполнить свое обещание и все же выпустить книгу. Разумеется, сделать это в Союзе было практически невозможно – именно поэтому Волков – вместе с супругой Марианной – решил отправиться в США. В Нью-Йорк чета Волковых прибыла в 1976-м; в 1979-м издательство 'Harper & Row' выпустило мемуары. Книга стала настоящим откровением – официально Шостакович всегда считался практически хрестоматийным, абсолютно верным коммунистической партии гражданином СССР.
Надо сказать, что писать Волкову понравилось. Собственно, в качестве писателя он пробовал себя еще в Союзе – один из его трудов даже использовался в качестве учебного пособия. Успех мемуаров Шостаковича – в дальнейшем, кстати, переведенных более чем на двадцать языков – окончательно убедил его в правильности выбранного пути. Что куда более важно, после столь популярных мемуаров Соломоном заинтересовались американские издатели; выпустить следующие книги стало в разы легче.
В общей сложности Волков выпустил еще семь книг. Как и в случае с Дмитрием Дмитриевичем, писал Соломон о своих встречах с знаменитостями того времени. На подобные встречи ему всегда везло – судьба свела Волкова со скрипачом Натаном Гельштейном, хореографом Джоржем Баланчиным (также известным, как Георгий Мелитонович Баланчивадзе) и даже с самим Иосифом Бродским. 'Диалоги с Бродским' стали самым популярным из трудов Волкова – им удалось затмить даже славу мемуаров Шостаковича.
Пробовал Соломон писать и на другие темы. Никогда не забывал он про Ленинград – в печати выходили его труды об истории и культуре города, о его талантливых молодых композиторах, о литературе и архитектуре северной столицы.