Испанская группа с ярко выраженной и твердой социальной и политической позицией, выпустившая пять альбомов.
Когда собрались шестеро ска-революционеров история (то есть буржуйские сайты) умалчивает, во всяком случае мне выяснить не удалось. Будем считать году этак в 1992-1993 испанские ребята за очередной кружечкой пива в каком-нибудь прокуренном заведении после трансляции корриды решили, что нужно что-то менять в этом мире. Лучшего способа, чем сколотить рок-группу они не нашли. А так как в фаворитах у них были Ramones, The Clash и куча веселых коллективов типа Mano Negra, то вопрос, что играть, отпал сам собой - конечно ска-панк-рок. Как уже говорилось в группе шесть человек:
Pulpul: солист гитарист, F.J.
Navio (Nuno): басовые партии хор
Alberto J. Amado (Rizos): ударные хор
Julio Cesar Sanchez (Julitros): басовые партии хор
Josemi Redin: солист гитарист хор
Pipi: танцы хор.
Кроме того менялись барабнщик: был замечен некто Pako и клавишник: Кogote.
Дебютный одноименный альбом ребята накатали в 1994 году на местном лэйбле AZ records. Обложку первого издания диска украшал умиротворенно улыбающийся котяра в растаманской шапочке, бренчащий на гитаре надо полагать ска-мотивы. Логотип, раскрашенный в цвета ямайского флага и конопляный листок, незатейливо расположившийся аккурат рядом с названием группы, могли ввести в заблуждение и заставить воспринимать Ska-P как очередную обкурившуюся рэгги-группу. Но все было не так просто. Как раз умиротворенности там и не было. А были остро-социальная пока еще по-панковски бестолковая направленность. Поэтому ко второму изданию альбома лист марихуаны убрали, кайфовую улыбку кота заменили на ухмылку и поставили его на канализационный люк, из-под которого с шипением вылетали разноцветные бумажки, подозрительно похожие на деньги ;) По музыке альбом представлял интересную версию ска-панка с элементами хард-рока, не идущую однако ни в какое сравнение с поздними работами группы.
В 1996 году выходит El Vals del obrero, принесший группе широкую и надо сказать заслуженную славу. Оно и не мудрено: El vals del obrero, Cannabis, Animales de laboratorio, Sexo y religiоn, Paramilitar (Bonus Track) - немалое количество 100%-ных хитов для 12-ти песенного альбома. Обложка диска весьма красноречиво говорит о социальной позиции группы, ее же подкрепляет текст El vals del obrero с припевом "si senor!, si senor!, somos la revolucion, viva la revolucion!". Идем дальше по трэк листу - Cannabis. Ребята выступают за легализацию марихуаны. Это наиболее спорный вопрос в их творчестве. И все-таки я поддерживаю их в этом. Ни коим образ не пропагандирую так называемый нездоровый образ жизни, но главное - терпимость ;) Медициной пока доказана лишь психологическая, а не физическая зависимость от марихуаны, в то время как алкоголь вызывает и ту, и другую. Также нельзя не принимать во внимание, что коренное население той же Ямайки или индецы Америки издавна курят ее либо что-то сходное, то есть имеется национально-культурный аспект. Так что не будем резко осуждать борьбу Ска-П за легализацию. К тому же она гармонично вписывается в их общую концепцию борьбы за свободу и равенство. Animales de laboratorio резко и выразительно осуждает использование животных в разнообразных опытах. Музыкально эта композиция типична для раннего творчества Ска-П -ска-хард-рок. Грубо говоря так выглядили бы Mago De Oz, играй они ска ;). Ашшшш!. Sexo y religiоn с припевом "Сэксо! Либертад! Анаркия!"- очень интересная ;) песенка. Как выразился всеми уважаемый здесь человек ;) - призывают попробовать всё. Обязательна для прослушивания тем, кто хотел узнать, как звучат по-испански некоторые слова, но стеснялся спросить;). Ну и наконец Парамилитар - антимилитаристский призыв под знамена Сапаты. Здесь считаю свом долгом ознакомить читателей с понятием Сапата (Zapata), так как не все в курсе. Если верить словарю - это сапог или дно, короче нижняя часть чего-то (в данном случае общества). Оказывается, есть даже фильм "Вива Сапата!" о восхождении простого человека из народа до должности президента страны. Таким образом под сапатой подразумеваются низы общества, те самые которые не хотят, когда верхи не могут. И лозунг "Вива сапата!" можно некоторым образом приравнять к "Вся власть советам!" или "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Близкие и понятные любому советскому человеку слова. Однако не стоит думать что тексты группы - сплошные призывы и скандирования. Вовс нет: все с делано легко и с долей юмора. Песни Ска-П просто созданы для распевания на баррикадах. Они в меру пафосны и содержат намертво прицепляющиеся мелодии, от которых просто невозможно отделаться ;). И когда репортажи о зарубежных молодежных организациях прогрессивного толка сопровождются музыкой дутых революционеров типа Rage Against The Machine или Prodigy можно только пожалеть режиссеров, чье представление о революционной музыке настолько скудно...
В 1998 году, в пору горячих споров о Европейском союзе ребята выпускают злободневный альбом "Eurosis" с монеткой Евро на обложке. Музыкально более разнообразный чем предшественник, а в плане текстов - более зрелый. Все четче вырисовывается социально-политическая позиция и все более легкая ска-рок музыка. Однозначный хит - Espana va bien с едкой сатирой правящих кругов Испании и просто непостижимым музыкальным сопровождением: совместить в одной песне ритмы ска, кантри, каких-то кубинских революционных песен, Oi(английская разновидность панка), рок'н'ролла и кан-кана не удавалось пока не одной команде. Из остального выделяются Poder pa'l pueblo - добрая, солнечная инструментальная, ну скажем так - без связных слов композиция, уже известная Парамилитар и America latina ??libre!!.
В 1999 году група подвела итог пятилетней деятельности выпуском прекрасного концертного альбома En Concierto, записанного при теплой я бы даже сказал горячей поддержке мадридской публики.
Миллениум Ска-Писты отметили выпуском ИМХО лучшего своего альбома "Planeta Escoria". Без преувеличения это шедевр;), и вместе с Инспекторовским "Alma en Fuego" и Секта Коровским "Morbos Club" является лучшим представителем современной латинской ска-музыки (я всерьёз задумываюсь о покупке лицензионного сд;)). С музыкальной точки зрения Ска-П явно опопсели, более приблизившись к мэйнстриму (можно назвать их веселым ска-Мумий Троллем, хоть это и не очень удачное сравнение), но с текстами все в порядке - Либертад, Анаркия, Сапата - всё на месте. Оригинальные фишки типа хоровых припевов, звуков сирен и т.д. тоже остались. Хитов хоть отбавляй Eres Un@ Mas, A la Mierda, Naval Xixon, Mestizaje...каждая песня наполнена грячим испанским революционным духом и легким юмором и порой злой сатирой.
Ska-P известны далеко за пределами Испании и не последнюю роль в этом играет их рекорд-компания. Одно из сильнеших фанатских течений имеет место быть в Италии. Насколько мне, известно группа пользуется популярностью и у российских рудбоев, однако в связи с ее опопсением уважения к ним уже меньше. Мне же кажется, группа не потеряла своего лица и осталась верной своим идеалам. Всем настоятельно рекомендую.