Французский писатель и драматург, обретший бессмертие, впрочем, не благодаря своим произведениям, а благодаря другому драматургу, Эдмону Ростану, который написал пьесу о его жизни, идущую сейчас во всех театрах мира.
28 июля 1655 года умер Сирано де Бержерак. Французский писатель и драматург, обретший бессмертие, впрочем, не благодаря своим произведениям, а благодаря другому драматургу, Эдмону Ростану, который написал пьесу о его жизни, идущую сейчас во всех театрах мира.
Там было о чем писать. Жизнь нашего героя как бы сошла со страниц романа Александра Дюма о бесшабашных мушкетерах и их прекрасных дамах. Родился Бержерак в 1619 году, то есть на шесть лет позже реального Д-Артаньяна. Герой Дюма появился на свет на 7 лет раньше своего исторического прототипа. Наверное, чтобы как раз успеть подрасти к развязке драматической истории с подвязками. Но мы отвлеклись. В отличие от устоявшегося мнения, Сирано не был гасконцем. Хотя по всем параметрам – по фамилии, по горячности характера и по уж слишком орлиному носу – подходил под это определение. Кстати, нос, по мнению Бержерака, обезобразивший его лицо, во многом повинен в том, что наш герой получился таким бретером и дуэлянтом – он был готов обнажить шпагу против любого, кто криво посмотрит на эту часть его лица. Иногда он даже не ждал никаких кривых взглядов, а обнажал шпагу заблаговременно, на всякий случай. Совсем как Д-Артаньян в истории с мерином желтовато-рыжей масти.
Так вот, Бержерак не был гасконцем и даже не был де Бержераком, то есть владельцем поместья Бержерак в Гаскони. Он родился в Париже и принадлежал к классу добропорядочных буржуа. Когда-то давно его дед купил поместье Бержерак, но вскоре после появления на свет нашего героя оно было продано его отцом. Отца, кстати, звали Абель Сирано, так что именно Сирано следует считать фамилией драматурга. Что касается имени, то он сам потом напридумывал их себе великое множество, в основном героического плана – Александр (от Александра Македонского) и Эркюль (Геркулес на французский манер). А вообще-то его звали Савиньен. Савиньен Сирано. Несмотря на свое несколько мещанское происхождение, в характере нашего героя с детства явственно просматривалась неуемная драчливость, без которой в те времена не мог представить себя ни один приличный мушкетер. Большинство эпизодов, связанных с дуэлями, драками и прочими воинственными появлениями и описанных в произведениях Сирано, взяты из его жизни. Немудрено, что единственный жизненный путь, который он себе представлял – это война и маршальский жезл в конце жизни как достойная компенсация всех связанных с этим неудобств.
К сожалению, сбыться этому было не суждено. А иначе мы бы имели еще одного романтического героя, ничуть не уступающего Д-Артаньяну. В первой же своей войне, Тридцатилетней – так она называется в истории - Бержерак получил одно за другим два ранения, причем второе – почти смертельное. При осаде Арраса в 1640 году ему проткнули шею шпагой. На этом военная карьера закончилась, и наш герой отправился на гражданку доживать свой век неприкаянным бобылем – именно такова была судьба большинства вояк, по каким-то причинам возвращавшимся живыми и пытавшими найти себе место в мирной жизни. По всем законам жанра, в этом месте в жизнеописании Бержерака стоило бы поставить точку. Но самое интересное только начиналось. От нечего делать Сирано де Бержерак начал писать, и причем – весьма презабавные вещи.
Приятелю нашего героя, Анри ле Бре, опубликовавшему после смерти друга его творения, пришлось изрядно потрудиться и вычеркнуть из текстов целые куски. Чтобы не вызвать гнева церкви и обвинений в ереси. Описания, которые Бержерак оставил нам во многих своих произведениях, а также в дневниках, некоторые считают чистой научной фантастикой, но другие склонны относиться к этому серьезнее. Сирано рассказывает о каких-то вечных лампах, об устройстве космической трехступенчатой ракеты, описывает невесомость и свои личные ощущения при этом. Они настолько близки к реальным ощущениям космонавтов, что трудно поверить, что все это ему приснилось во время тряского путешествия в карете. Бержерак также сообщает нам о своем полете из предместья Парижа в Канаду, в район реки Св. Лаврентия, на каком-то летательном аппарате. На это путешествие он потратил 5-6 часов, то есть тот аппарат летел со скоростью современных сверхзвуковых лайнеров. Сирано также упоминает об огромных светящихся городах, передвигающихся по лунной поверхности, и о приборах, предназначенных для записи и воспроизведения звуков. В его описаниях они представлены как «книги, которые можно читать, не используя зрение - нужно только слушать. Машина говорит как бы человеческим ртом или как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные звуки". Остается только гадать, где во Франции XVII века Сирано де Бержерак нашел хоть что-то, что вызывает такие странные фантазии. Или это не был плод писательского воображения?