Написание имени Синъитиро в старой орфографии: 眞一郎. Видный представитель первого послевоенного поколения писателей. В своих работах, отличающихся смелостью формы и глубоким психологизмом, шёл к синтезу классической японской традиции с европейским литературным модернизмом.
Родился в Токио. В раннем детстве лишился матери. Воспитывался в преф. Сидзуока дедом по материнской линии. В среднюю школы поступил в Токио. В годы учебы познакомился с будущим писателем Такэхико Фукунага, своим литературным единомышленником, дружбу с которым пронёс через всю жизнь. После смерти от
ца остался сиротой. Получал помощь от благотворительных организаций. В старших классах школы сблизился с Сюити Като (впоследствии видный литературный критик). Окончил филологический факультет Токийского университета (отделение французской литературы, выпускная работа посвящена Нервалю). В университе
тские годы начал тесно общаться с писателем Тацуо Хори. В это принципиальное для своего литературного формирования время открыл для себя творчество Пруста и «Повесть о Гэндзи», два краеугольных камня своей собственной эстетики.
Пробовать себя в сочинении начал достаточно рано: в университетские г
оды экспериментировал с жанром драмы в стихах. В 1942 году вместе с Фукунага и Като создал литературную группу «Поэтический утренник», экспериментировавшую с устойчивыми формами рифмованной поэзии (сонет и др.) и её декламацией. Несмотря на то, что опыты «Поэтического утренника» в послевоенные годы,
когда они впервые были опубликованы, скептически были встречены поэтами того времени как апология арт-эскапизма, Накамура продолжал их до последних лет своей жизни. В военные годы приступил к переводам на японский произведений Нерваля, ради популяризации творчества которого продолжал состоять в зав
едомо политически ангажированном «Обществе литературы патриотов Японии».
Писать прозу начал также во время войны. После публикации в первые послевоенные годы пенталогии жизнеописания прошедшего войну интеллигента, открывавшегося романом потока сознания «Под сенью смерти» (1946), выдвинулся в числ
о ведущих фигур современной японской литературы. В 1946 году, вновь вместе с Фукунага и Като, опубликовал книгу «Раздумья о литературе», где авторы продемонстрировали впечатлявшее своей глубиной знание современной европейской литературы. Накамура также стоял у истоков серии «Библиотека апурэгэру» (о
т фр. «après-guerre», послевоенный), где публиковались произведения новых авторов. Само слово «апурэ(гэру)» прочно вошло в обиход того времени.
В работах своего раннего периода Накамура обращался к темам судеб интеллигенции, противоречивости меж
ду их довоенными идеалов и разочаровывающими послевоенными реалиями («Карусель», 1957). Перелом наступил в 1957 году, когда скоропостижная кончина жены привела к стремительному развитию душевной болезни и госпитализации писателя. После курса лечения, включавшего использование электрошока, Накамура п
ережил частичную потерю памяти. Вернувшись к нормальной жизни, он неожиданно для многих обратился к поэзии канси эпохи Эдо, начал думать над возможными путями её синтеза со своей собственной эстетической программой, ранее бывшей во многом ориентированной на французский модернизм. Результаты этого ст
илистического и тематического поворота выражены в лучших произведениях Накамуры 1960-х: «Плывут облака» (1966), «Далёкое прошлое» (1969), «Одиночество» (1966). В том же десятилетии началось плодотворное творчество Накамуры-литературоведа. Он и раньше публиковал работы исследовательского характера (в
частности книги об Акутагаве), однако именно в этот период 1960-х — первой половины 1970-х смог полноценно реализоваться в этой сфере. В эти годы были написаны работы «Мир Повести о Гэндзи» (1968), «Литература императорского двора» (1963) «Кэнрэймонъин-но Укёнодайбу» (1972) «Взгляды на секс и любов
ь в японской классической литературе» (1975) и др. Помимо литературных исследований, Накамура, вернувшись к своему раннему увлечению театром и поэзией, активно стал работать в качестве сценариста радиопьес, где проявил себя новатором, вышедшим далеко за рамки простого озвучивания текста в направлени
и создания звуковых ландшафтов. Опыты Накамуры на этом поприще оказали существенное влияние на последующие поколения японских авангардных писателей-драматургов (Кобо Абэ и др.), а также до некоторой степени и на европейских авторов, работавших в этом жанре.
В 1971 году вышло во многом итоговое дл
я Накамуры исследование, посвящённое эдоской поэзии канси, «Рай Санъё и его время», которое способствовало существенному пересмотру мнений, сложившихся в этой сфере японской филологии. В дальнейшем эта линия творчества была продолжена в капитальных трудах «Жизнь Какидзаки Хакё», 1989, премия Ёмиури)
и «Салон Кимуры Кэнкадо», 2000, изд. посмертно), а также в более доступных широкой читательской аудитории работах «Сад поэтов» (1976) и «Эдоская поэзия канси» (1985).
Как писатель в свои зрелые годы Накамура сосредоточился на написании тетралогии «Четыре времени года» (1975—1984, премия Танидзак
и и Большая японская литературная премия). Также плодотворно работал в малой форме, обращаясь к разнообразным сюжетам, так или иначе раскрывающим порывы человеческой души. После завершения тетралогии вновь обратился к японской классике, развивая в многочисленных работах идею происхождения всей японс
кой литературы из литературы императорского двора. В начале 1990-х были изданы полные собрания художественных произведений (1992—1993, «Синтёся», в 13 тт.), публицистики («Тикума сёбо», в 7 тт.) и литературоведческих работ («Синтёся», в 6 тт.).
Тетралогия Квартет и другие работы самых последних л