О маленьком народе караимов большинству людей известно не так уж много. И совсем уж немногие смогут назвать его представителей, оставивших после себя память не только в отечественной, но и в мировой истории. Одним из них является архитектор Сима Минаш, чьи строения до сих пор вызывают большой интерес специалистов.
Казалось бы, какая судьба могла быть уготована караимскому мальчику, родившемуся в конце позапрошлого века в провинциальном Мелитополе? В большинстве случаев он становился торговцем или делал религиозную карьеру. Однако Сима (Семен Исаакович) Минаш сумел не только преодолеть ограничения пресловутой черты оседлости, но и стать архитектором, чьи творения составили славу многих российских городов.
Сима Минаш появился на свет 17 декабря 1877 года в уездном городе Мелитополе (Екатеринославская губерния, ныне Запорожская область в Украине). Его семья объединила в себе два известных караимских рода - Минаши и Танаторы – однако не слишком усердно соблюдала религиозные традиции. Пожалуй, единственное, в чем Сима придерживался заветов предков – это женитьба на крымской караимке Фанни, с которой он прожил в согласии до самой смерти. Однако женитьба произошла уже после того, как Сима получил образование. Его первой ступенькой стало Мелитопольское реальное училище, поступить в которое иноверцу было намного проще, чем в гимназию. Училище он закончил в 1895, получив диплом первой степени, после чего отправился в Санкт-Петербург, где сумел стать студентом Института гражданских инженеров. Сима Минаш обладал большими художественными способностями, в частности, никогда специально не обучаясь живописи, прекрасно писал маслом. Поэтому вполне естественно, что из всех инженерных наук он выбрал ту, которая является наиболее близкой к изобразительному искусству, а именно – архитектуру.
В 1902 году Сима Минаш завершил свое образование. При выпуске он получил золотую медаль, а его имя было высечено на мраморной доске лучших выпускников института. Блестящие успехи позволили ему найти применение своим способностям в столичном Санк-Петербурге.
Начало века ознаменовалось расцветом новых художественных стилей, основными из которых стали модерн и арт-нуво. Одной из первых работ молодого архитектора стало участие в создании сооружений товарной станции на Лиговском проспекте совместно с архитекторами Бржозовским и Островским (1902-1904 гг.). Творческое содружество с Бржозовским продолжилось и во время их второй совместной работы – Царскосельского, ныне Витебского вокзала, строительство которого производилось в 1904 году. Здание было построено в стиле модерн с непривычным для того времени обилием металла и необычной асимметричной планировкой крупных объемов, необычными малыми архитектурными формами и отделкой (именно их проектированием и занимался С. Минаш). Вокзал вызвал восторженные оценки современников и до сих пор привлекает внимание своим необычным и изысканным стилем.
Следующим успехом Минаша стало здание железнодорожного вокзала в Рыбинске (1904-1905 гг.). Он стал известным архитектором столицы и очень обеспеченным человеком. В 1907 году у него родилась дочь Евгения, которая впоследствии стала известной художницей и основала Союз женщин-художниц Франции.
В памяти потомков останется такое изобретение Минаша, как 'муралит' - заменитель кирпича из камыша, который использовался для быстрого возведения временных построек. По собственным проектам С. Минаша были возведены такие известные здания Санкт-Петербурга, как дом Воейковой в стиле неоклассицизма (Каменноостровский проспект, 19), дом Волькенштейна в стиле модерн (ул. Ленина, 33), кинотеатр 'Форум' (Васильевский остров) и др.
После революции 1917 года Минаш с семьей эмигрировал в Константинополь, затем в Париж. Занимался ли он в эмиграции архитектурой, неизвестно, но сохранились его живописные работы этого периода. После оккупации Франции нацистами Минаш с женой длительное время скрывался, затем переехал в Иран, где скончался в 1945 году.