Китайский художник династии Цин, каллиграф, садовый мастер, теоретик живописи. Его псевдоним буквально значит «Окаменевшая волна».
Из знатной семьи, погибшей в 1644 в междоусобной резне. Уцелевший слуга отдал ребенка в буддистский монастырь. В 1651 Шитао покинул обитель и в сопровождении слуги отправился странствовать. Жил в Ухане, провинции Хунань, провинции Аньхой, Нанкине, Янчжоу. В 1690 пришел в Пекин, где пытался найти богатого покровителя. После неудачных поисков разочаровался в буддизме, принял даосизм (1693) и вернулся в Янчжоу, где прожил до самой смерти в простой хижине за городом.
Отличался эксцентричностью в жизни и в искусстве.
Высоко ценил творчество Ни Цзаня и некоторых других предшественников, но сознательно двигался собственным новаторским путем. Глубоко восприняв принципы дзэн-буддизма и даосизма, в ряде работ пришел к пределам традиционной живописи и изобразительности как таковой: его «Десять тысяч безобразных пятен» напоминают уже новейший абстрактный экспрессионизм Поллока и др.
Сохранился его Автопортрет с бамбуком и сосной.
Много лет дружил с Чжу Да, переписывался и обменивался c ним свитками. Иногда они посылали друг другу незавершенные работы, которые заканчивал другой.
В трактате «Беседы о живописи монаха Горькая Тыква» развил принцип нерассуждающего письма «одной чертой», в котором видел квинтэссенцию искусства.