В 1999 году журнал "IstoE" провел опрос: кого бразильцы считают самым выдающимся бразильским музыкантом ХХ века. И хотя выбор был среди таких грандиозных имен, как А.К. Жобим, Милтон Нашименту, Жоао Жилберту, Ноел Роза, Пишингинья, Каэтану Велозу и Жилберту Жил, подсчет голосов показал: первый - Шику Буарке.
Российским зрителям он знаком мало. Голос его можно услышать в заставке нового сериала "Желания женщины", где он дуэтом с Элзой Суареш исполняет бразильский вариант песни Коула Портера "Let's do it", и в саундтрек минисериала "Дона Флор и два ее мужа" (1998) включена песня А.К.Жобима "Olha Maria" в его исполнении. Использование его собственной музыки в теленовеллах незначительно - пожалуй, только песня "Futures Amantes" в исполнении Гал Косты (тема Элены в "Истории любви"), что, конечно, не отражает вклад этого выдающегося музыканта в бразильскую культуру и отношение к нему соотечественников.
А признание к нему пришло не случайно: Шику Буарке (полное имя - Francisco Buarque de Hollanda) - талантливый мелодист и автор текстов, вот уже более 35 лет остается художником, вносящим огромный вклад в бразильскую популярную музыку, кумиром нескольких поколений бразильцев, объектом их восхищения и гордости. Его песни сочетают кажущуюся простоту мотива и сложную интересную гармонию, традиционную основу и нестандартные музыкальные ходы.
Родился он 19 июня 1944 года в Рио-де-Жанейро в семье ученого-историка Сержио Буарке де Олланда. Детство Шику прошло в Сан Пауло, где с 1946 по 1953 год его отец был директором исторического музея, и в Италии - в 1953 году Сержио Буарке был приглашен преподавать историю в Римском университете. Его отец был человеком известным и влиятельным, благодаря ему Шику с детства был знаком с выдающимися людьми своего времени. Среди друзей его родителей и старшей сестры Миуши, тоже певицы, были Баден-Пауэлл, Оскар Кастро Невес - музыканты, стоявшие у истоков босса новы. Один из друзей отца, самый известный бразильский поэт-песенник Винишиус де Мораес впоследствии стал его другом и соавтором. В 1956 году вся семья возвращается из Рима в Сан Пауло. Несмотря на увлеченность босса новой, по окончании школы Шику поступает на архитектурный факультет университета в Сан Пауло, однако карьере архитектора не суждено было состояться - музыка взяла верх.
Началом его музыкального пути считается 1964 год, когда он начал выступать на фестивальных площадках. В 1965 появляется его первый сингл с песнями "Pedro Pedreiro" (Каменщик Педро) и "Sonho de um Carnaval" (Карнавальная мечта). C выступлениями на музыкальных фестивалях приходит первый успех, он начинает выступать на телевидении, гастролирует и получает восторженные отзывы. В 1966 году на втором фестивале бразильской популярной музыки его песня "А Banda" (Оркестр), исполненная популярной певицей Нарой Леао, разделила первое место с песней Тео де Барроса и Жералду Вандре "Disparada". "A Banda" сразу же стала популярной в Бразилии, в неделю продавалось по 5000 синглов. Эта песня стала популярной во всем мире, есть ее варианты на разных языках. В России инструментальная версия этой песни в исполнении оркестра Поля Мориа широко использовалась на телевидении в 1970-е годы. В 1978 году эту мелодию включил в свой репертуар Ирландский Гвардейский Оркестр, играющий при смене караула в Букингемском дворце.
В годы военной диктатуры правительство жестко контролировало тексты песен, а молодой автор Шику Буарке считался неблагонадежным. Летом 1968 года на сцену театра в Сан Пауло, где шел сатирический спектакль по его пьесе "Roda Viva" о разрываемом публикой певце, ворвались люди в военной форме, избили актеров и рабочих сцены, разогнали спектакль. А после того, как проморгали его острокритическую песню "Apesar De Voce" ("Не смотря на то, что ты") ("Про кого это поется? "Ты" - это кто?" - спросили его на худсовете. - "Про некую очень властную женщину" - ответил Шику. Цензор поверил), цензоры стали накладывать запрет на все, что выходило из-под пера Буарке. Это вынудило его ряд песен подписать псевдонимом Жулиньу де Аделаида.
После серии успешных альбомов 1966-1970 годов в 1971 году он записал альбом "Construcao", составив его из своих ранних записей в стиле босса нова. Одна из лучших его песен "O Que Sera" (Что будет) взята за основу саундтрека фильма Бруну Баррету "Дона Флор и два ее мужа" (1976). Среди лучших его песен - "Essa Moca ta Diferente" (1969) о девушке, непохожей на других, "Apesar de Voce" (Несмотря на то, что ты), "Cacada" (Охота), "Calice" (Чаша), "Carolina" (Каролина).
Из записей последних лет следует отметить два альбома - "Paratodos" ("Для всех", 1993) и "As Cidades" ("Города", 1998), с которыми он совершил масштабный гастрольный тур по Бразилии и зарубежным странам. В 1998 году он написал музыку для школы самбы Mangueira, которая стала победителем ежегодного конкурса карнавальных шествий.
За пять лет, прошедших между релизами этих двух альбомов, серьезных работ у него не было. Связывают это, среди прочих причин, с семейными проблемами. В 1997 году распался его брак с актрисой Мариетой Северу. Супруги прожили 30 лет, вырастили трех дочерей - Силвию, Элену и Луизу - и имеют двоих внуков (Франсишку и Клара, дети Элены Буарке и музыканта Карлиньуша Брауна); причина развода - мимолетный роман Шику с молодой певицей.
Шику Буарке считается одним из лучших португалоязычных поэтов-песенников. Тексты, которые он пишет не только для своих песен, но и для других композиторов, неординарны, небанальны и интересны. Очень полдотворным было его соавторство с родоначальником босса новы Антонио Карлушем Жобимом. Шику Буарке был одним из основных авторов текстов на мелодии Жобима - "Sabia", "Ligia", "Olha Maria", "Anos Dourados" (музыка была написана для одноименного телесериала, однако, слова к моменту выхода сериала были не готовы, и в сериале она звучит без слов. В дальнейшем песня стала очень популярной).
В последние годы Шику Буарке занялся литературным творчеством. Написал пьесы для театра "Opera do Malandro" и "Gota D'Agua" с Пауло Понтесом, романы "Estorvo" (1991) и "Benjamin" (1995).
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA - 1966
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA VOL. 2 - 1967
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA VOL. 3 - 1968
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA NA ITALIA - 1968
CHICO BUARQUE DE HOLLANDA No 4 - 1970
CONSTRUCAO - 1971
CAETANO E CHICO - JUNTOS E AO VIVO -1972
CALABAR, O ELOGIO DA TRAICAO ou CHICO CANTA - 1973
SINAL FECHADO - 1974
CHICO BUARQUE e MARIA BETHANIA AO VIVO - 1975
MEUS CAROS AMIGOS - 1976
CHICO BUARQUE - 1978
OPERA DO MALANDRO - Trilha Sonora da Peсa Teatral - 1979
VIDA - 1980
ALMANAQUE - 1982
CHICO BUARQUE - 1984
FRANCISCO - 1987
CHICO BUARQUE - 1989
AO VIVO PARIS - LE ZENITH - 1990
PARATODOS - 1993
UMA PALAVRA - 1995
AS CIDADES - 1998
CHICO BUARQUE AO VIVO - 1999