На протяжении всего творчества Хини пытался одновременно и решить "проклятые" ирландские вопросы - и сбросить их иго, обратившись к сути поэзии, языку.
Шеймас Хини (Seamus Heaney) родился 13 апреля 1939 года, ирландский поэт.
В стихах, отмеченных энергией слова, поисками в области художественной достоверности, пейзажные мотивы, история Ирландии (сборники «Смерть натуралиста», 1966; «Остров покаяния», 1984; «Ватерпас», 1996). Книги эссе о поэзии
«Предпочтения» (1980), «Единоначалие речи» (1986), «Поэзия-возместительница» (1995).
Единодушие критики, признающей Хини, автора многочисленных поэтических сборников ("Смерть натуралиста", 1961; "Дверь во тьму", 1969; "Север", 1975; "Полевые работы", 1978; "Остров покаяния", 1984; "Фонарь бояры
шника", 1987), самым значительным ирландским поэтом, нашло свое воплощение в присуждении ему Нобелевской премии 1995 г.
На протяжении всего творчества Хини пытался одновременно и решить "проклятые" ирландские вопросы - и сбросить их иго, обратившись к сути поэзии, языку. Еще в 1969 г. он писал о
"необходимости найти такое силовое поле, которое могло бы вместить общечеловеческую перспективу и в то же время показать религиозное неистовство насилия..." Память поэта - хранилище исторической памяти; эта тема проходит через все сборники стихов Хини, постоянно углубляясь. Переживание разлома, кри
зиса создает в душе поэта напряжение, ощущение внутренней двойственности, что наложило особый отпечаток на трактовку Хини "вечных" тем - таинства творчества, долга поэта, его роли в обществе.
Тема истории, столь болезненная для ирландского писателя, соединилась в его стихах с темой насилия, нема
ло стихотворений Хини пронизано "памятью о пролитой крови". Неудивительно, что лирический герой Хини нередко испытывает растерянность перед многоликим обликом времени, перед атмосферой непрекращающегося террора. Обращение к вечным ирландским проблемам не исключает постоянного внимания Хини к темам,
близким его душе: деревенскому детству, быту людей земли, простым, насущным заботам; нередки в его поэзии стихи-обращения к матери ("Север", "Фонарь боярышника").
В лекции "Назначение поэзии" (1988) Хини признает неизбежность связи поэзии и исторической действительности - преимущественно в симво
лико-мифологической форме. Вектор поэзии Хини: от внешнего мира - к постижению его глубинного смысла, от житейских дел - к тайнам творчества. "Только поэзия способна установить такой порядок вещей, - сказал Ш.Хини в своей Нобелевской речи, - который одинаково подчиняется и воздействию внешнего мира,