Американский джазовый барабанщик, чье имя чаще связывают с джазовым движением Западного побережья. Он был известен своей универсальностью и играл в множестве других стилей, включая диксиленд, свинг, бибоп, авангардный джаз и фьюжн, а также принимал участие в создании и записи музыкальных тем к сотням голливудских фильмов и телевизионных программ.
Шелдон Манн (Sheldon Manne) появился на свет 11 июня 1920 года в Нью-Йорке (New York City). Его отец и дядя были ударниками. В юности он восхищался ведущими свинговыми барабанщиками своего времени, особенно Джо Джонсом (Jo Jones) и Дейвом Тафом (Dave Tough). Билли Гледстоун (Billy Gladstone), коллега его отца и самый лучший перкуссионист в мире театрального Нью-Йорка, помогал юному барабанщику советами и поддерживал его. Его первой профессиональной работой стало место ударника в биг-бэнде 'Bobby Byrne Orchestra' в 1940-м. Манн быстро разработал свою неповторимую манеру игры, которую с конца 30-х годов совершенствовал, выступая в клубах на 52-й улице. Заработав определенную известность, Шелли записывался с такими звездами джаза, как Коулмен Хоукинс (Coleman Hawkins), Чарли Шейверс (Charlie Shavers) и Дон Байэс (Don Byas).
В 1943-м Манн женился на Флоренс Баттерфилд (Florence Butterfield), танцовщице из коллектива 'The Rockettes', которую друзья и родные з
вали просто Флип (Flip), и этот брак продлился 41 год, до конца его жизни.
Когда в 40-х бибоп начал теснить джаз, Манн полюбил его и быстро адаптировался к новому стилю, выступая с такими звездами, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Чарли Паркер (Charlie Parker). Сам он стал звездой, играя в бэндах Вуди Германа (Woody Herman) и, в особенности, Стэна Кентона (Stan Kenton) в конце 40-х и начале 50-х, завоевывая награды и приобретая поклонников в то время, когда джаз был самой популярной музыкой в Соединенных Штатах (United States).
В начале 50-х Манн покинул Нью-Йорк и поселился на ранчо в окрестностях Лос-Анджелеса (Los Angeles), где он и его жена выращивали лошадей. С этого момента он играл важную роль в развитии джазовой школы Западного побережья, выступая вместе с такими основателями движения, как Шорти Роджерс (Shorty Rogers), Ред Митчелл (Red Mitchell), Арт Пеппер (Art Pepper), Расс Фримен (Russ Freeman), Фрэнк Розолино (Frank Rosolino), Чет Бей
кер (Chet Baker), Пит Джолли (Pete Jolly), Говард Макги (Howard McGhee) и многие другие.
Многие из его записей этого периода были сделаны на лейбле 'Contemporary Records' Лестера Кенига (Lester Koenig), с которым у Манна одно время был заключен эксклюзивный контракт, подразумевавший, что музыкант не может записываться на других лейблах без разрешения 'Contemporary Records'.
Манн руководил рядом небольших коллективов, которые записывались под его именем и управлением. Одна из таких групп состояла из Манна на барабанах, трубача Джо Гордона (Joe Gordon), саксофониста Ричи Камука (Richie Kamuca), контрабасиста Монти Бадвига (Monty Budwig) и пианиста Виктора Фельдмана (Victor Feldman), и в 1959 году они на протяжении трех дней выступали в знаменитом клубе 'Black Hawk' в Сан-Франциско (San Francisco). Прямо там их музыка была записана, и на основе этого выступления вышли пластинки, которые высоко ценятся критиками и слушателями как новаторский пример 'живой
джазовой записи.
Однако, джаз Западного побережья – это лишь небольшая часть творчества Манна.
И в Лос-Анджелесе, и возвращаясь в Нью-Йорк, и выступая в других городах, он играл и записывался с музыкантами всех школ и направлений, начиная от джаза эпохи свинга и заканчивая современным джазом, включая хард-боп, который, как правило, считается антитезой кула (cool jazz), ассоциируемого с Западным побережьем.
К сессионным записям Манн со временем добавил также записи сотен саундтреков к кинофильмам и телепрограммам. Его вклад в звукозаписывающую индустрию столь огромен, что не представляется возможным отследить все записи. Джазовый музыкант и писатель Леонард Фитер (Leonard Feather) утверждал уже в 1960 году, что игру Манна, который в то время не достиг и середины своей долгой 45-летней карьеры, можно услышать более чем на тысяче пластинок.
Когда джаз начал уступать центральное место другим жанрам популярной музыки, Манн выскользнул из внимания пу
блики. В 60-х и 70-х он помогал сохранять жизнь джаза на сценах лос-анджелесских клубов, включая 'Shelly's Manne-Hole', где он был совладельцем, приглашая на выступления множество именитых музыкантов со всех концов страны. В конце 1973-го клуб закрыли по финансовым причинам, и с этого момента Манн вновь сосредоточился на своих барабанах. Критики утверждают, что они никогда не играл с большим вкусом, утонченностью и эмоциональностью, чем в 70-х. Он продолжал работать практически до последнего дня своей жизни.
Шелли Манн умер 26 сентября 1984 года от внезапного сердечного приступа. Это случилось немногим раньше, чем у широкой публики вновь появился интерес к джазу, и на этой волне началось возрождение и новый виток развития джазовых стилей и жанров. За две недели до его смерти город Лос-Анджелес и Голливудский художественный совет (Hollywood Arts Council) в знак признания заслуг великого джазового барабанщика объявили 9 сентября 1984 года Днем Шелли Манна