Французский поэт, музыкант и композитор. Шарль Куапо – настоящее его имя, а в середине 30-х годов 17-го века он начал использовать псевдоним д'Ассуси или Дассуси (Dassoucy).
Шарль Куапо родился 16 октября 1605 года в Париже (Paris). Отец его был адвокатом, а мать профессиональным музыкантом, именно она обучила сына основам музыки. Когда ему исполнилось 8-9 лет, Шарль начал убегать из дома. Его отец отдал мальчика в иезуитский коллеж Клермон (College of Clermont), где тот получил хорошее классическое образование и воспитывался в строгом христианском духе, но тайком Шарль часто бегал смотреть на кукольников и шарманщиков на Новом мосту (Pont-Neuf). Общение с уличными артистами и музыкантами сыграло ключевую роль в формировании музыкальных и поэтических талантов Куапо и способствовало развитию его тяги к бурлеску. К тому времени, как ему исполнилось 17, Шарль оставил Париж и начал свою долгую жизнь странствующего артиста, зарабатывая на пропитание сочинением музыки, пением для местной аристократии и преподаванием игры на лютне. Когда ему было около 25 лет, Куапо, вероятно, отправился в Италию (Italy) – во всяком случае, в начале 1630-х он овладел итальянским теорба, разновидностью лютни, редкой в то время во Франции (France).
В 1630 году в Гренобле (Grenoble) Шарль познакомился с талантливым певцом Пьером де Ниером (Pierre de Nyert) и вскоре уехал в Англию (England), где выступал при дворе Карла I (Charles I), а затем в Нидерланды (Low Countries), где играл и пел для опальной Маргариты Лотарингской (Marguerite of Lorraine), герцогини Орлеанской.
К 1636 году Шарль снова жил в Париже и пользовался благозвучным псевдонимом. Он был представлен королю Людовику XIII (Louis XIII) и вскоре развлекал французский двор и писал стихи для королевской семьи. Боле десяти лет д'Ассуси участвовал в многочисленных концертах при дворе, став придворным музыкантом.
В начале 40-х он стал частью литературного кружка 'вольнодумцев', в который входили философ Пьер Гассенди (Pierre Gassendi), Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac), Франсуа Тристан Лермит (François Tristan l'Hermite), Антуан де Сент-Аман (Antoine de Saint-Amant), Поль Скаррон (Paul Scarron) и молодой драматург, который писал под именем Мольер (Molière). Благодаря им д'Ассуси стал больше писать в шутовском и сатирическом стиле. Сирано де Бержерак стал его возлюбленным, они жили вместе, но в 1653 году расстались с громким скандалом, вызванным ревностью и угрозами смертоубийства. Шарль немедленно покинул Париж и не возвращался, пока де Бержерак не умер в 1655-м. Д'Ассуси и Скаррон смертельно поссорились задолго до этого, еще в 1648-м, и кружок 'вольнодумцев' распался. Теперь его бывшие участники упоминали имена друг друга разве что в колких эпиграммах.
Все это время д'Ассуси не оставлял музыку. В 1647-м он играл на теорба с группой итальянских музыкантов в Фонтенбло (Fontainebleau) на постановке 'Орфея' (Orfeo); в 1648-м театр Марэ (Théâtre du Marais) попросил его положить музыку на пьесу 'La grande journée ou le mariage d'Orphée et Eurydice'; Пьер Корнель (Pierre Corneille) заказал в 1650-м ему музыку к своей 'Андромеде' (Andromède). Д'Ассуси слыл одним из самых известных мастеров музыкального искусства. В том же году он опубликовал и поставил 'Любовь Аполлона и Дафны' (Les Amours d'Apollon et de Daphné), первую музыкальную комедию, изобретя новый жанр, ставший своего рода предшественником французских комических опер, прославивших Люлли (Lully).
Вернувшись в Париж, д'Ассуси возобновил дружбу с Мольером и постарался напомнить о себе королю. Он иногда играл для короля, писал и публиковал песни, давал уроки игры на лютне и теорба и писал стихи.
В 1655-м беспокойная душа снова увлекла д'Ассуси в странствия, продолжавшиеся более десяти лет. Сопровождал его талантливый мальчик по имени Пьерротен (Pierrotin), с которым связана совершенно детективная история. В 1658 году герцог Мантуанский (Duke of Mantua), плененный талантом 13-летнего тогда Пьерротена, попытался купить его, но д'Ассуси не желал с ним расстаться. Тогда герцог похитил мальчика и отправил его в Венецию (Venice) учиться у знаменитого маэстро. Д'Ассуси долгое время шел по следу мальчика и, наконец, в 1664-м получил его обратно, но молодой Пьерротен, певец-кастрат, был уже пьяницей и вором, на которого стареющий Шарль тратил все свои деньги.
В начале 1662-го он попал в Рим (Rome) и провел там шесть лет, относительно благополучных – его творчество поддерживали щедрые подарки различных вельмож и даже королевских особ, но они не спасли его от долгов и тюрьмы. Освободившись в 1668-м, д'Ассуси направился на родину.
В Париже в марте 1673 года Шарль снова был заключен в тюрьму, но через пять месяцев его освободили и оправдали благодаря вмешательству Людовика XIV (Louis XIV), который назначил ему пенсию. Д'Ассуси продолжал писать стихи по разным случаям, в частности, в честь короля.
29 октября 1677 года он умер в своем жилище на острове Сите (Île de la Cité).