Шандор Петефи (1823-1849) - венгерский поэт. Отец Петёфи, овенгерившийся серб, был деревенским мясником, мать, словачка по происхождению, в молодости служила домашней работницей.
Еще мальчиком, бросив школу, Петёфи поступил в труппу странствующих актеров, с которой обошел чуть ли не полстраны. Очень скоро разочаровавшись в примитивном провинциальном лицедействе, он поступил на военную службу. Солдатская жизнь также оказалась не по душе семнадцатилетнему Петёфи. Он попытался было продолжать свое оставленное на полпути образование, но гордому юноше никак не удавалось подчиниться тогдашней школьной дисциплине. Снова Петёфи пытается стать актером, но безуспешно. Лишь в поэзии находит он свое призвание. В то же время Петёфи с необыкновенным упорством продолжал свое образование - овладел немецким языком, изучил французский и английский. Одно время занимался переводами иностранных романов (впоследствии сделался одним из лучших венгерских переводчиков Шекспира). С увлечением изучал историю Великой французской революции и произведения утопистов. Наконец в 1844 году знаменитый венгерский поэт Михаил Верешмарти, признав огромное дарование юноши, издает сборник его стихов. Песни Петёфи облетают всю страну, повсюду их поют или декламируют, с жадным интересом читают его "Путевые очерки", описывающие разные области Венгрии и напоминающие гейневские "Reisebilder". Он пишет сельский юмористический эпос "Деревенский молот", в котором подвергает осмеянию напыщенный и многословный стиль тогдашней литературы, затем "Богатыря Яношу" - поэму, в которой буйная фантазия венгерского крестьянина все же не в силах порвать узду реальности. Под влиянием "Богатыря Яноши" Арань пишет своего "Гольди", который встречает восторженный прием со стороны Петёфи. Между обоими поэтами завязывается глубокая душевная дружба.
Громадный толчок литературно-политической деятельности Петёфи дала революция 1848 года. В Венгрии буржуазная революция теснейшим образом переплеталась с национально-освободительной борьбой, направленной против полуколониальной эксплуатации страны со стороны полуфеодальной Австрии. Борьба эта была национальной, поскольку Венгрия стремилась к отделению от Австрии, к независимому государственному существованию, к созданию и развитию собственной национальной культуры и в то же время демократической, поскольку была направлена против тормозивших капиталистическое развитие весьма значительных остатков феодализма. Литератуpa, служившая этим целям, тоже должна была стать национальной, но вместе с тем и народной, поскольку она сделалась выразительницей стремлений широчайших общественных слоев - оппозиционной мелкой буржуазии и крестьянства. Петёфи был словно призван стать вождем нового движения. Его поэзия была могучим оружием и благодаря ей он, с одной стороны, завоевал себе неслыханную популярность, а, с другой - вступил в конфликт с консервативными элементами как в литературе, так и в политике. Характерно, что, когда вспыхнула революция, умеренное национальное правительство поверг в панику слух о том, что с "Ракошского поля идет Петёфи с 40000 крестьян". Под предводительством Петёфи будапештская - учащаяся и рабочая - революционная молодежь завоевала штурмом 15 марта 1848 года свободу печати, и первым, что вышло из захваченной революционным путем типографии, была его "Национальная песнь".
Шандор Петёфи стремился раздуть революционный огонь до предельного жара. Он был революционером-плебеем, ненавидевшим всякого рода соглашения, понимавшим и изобличавшим неискреннюю политику Кошута по отношению к эксплуатируемому крестьянству и вообще трудящимся. В его стихах все более разгорались ненависть и гнев к династии и к феодальному строю, он все энергичнее требовал республики (например, "На виселицу королей" или "У меня в руке стрела, куда пустить ее? Передо мной королевский трон, пущу в его бархат... Да здравствует республика!"). В страстных, подчас беспощадно бичующих сатирических стихах Петёфи нападает на феодальную аристократию за ее высокомерие и презрение к народу, на сытое безразличие помещиков, на филистерство "благородного" чиновничества, на лицемерие попов (которых особенно ненавидит). Его поэзия - мощный призыв к крестьянской революции, о герое которой Георге Доцци, вожде венгерского крестьянства XVI века, он написал ряд революционных стихотворений. Петёфи часто разрабатывал такие темы, как восстания, как месть народа, расправляющегося со своими угнетателями. Его насквозь радикальные, не знающие компромиссов убеждения вооружили против него влиятельные буржуазно-дворянские группировки, так что ему не удалось пройти в депутаты. Тогда он уходит в армию, чтобы бороться за свои убеждения в революционной войне против австрийской реакции. В то же время, не покладая пера, он писал зажигающие революционные стихи и статьи, в которых подчас подвергал резкой критике умеренную политику правительства. В августе 1848 года, в то время, когда популярность Кошута была в зените, Петёфи писал Араню: "Я верю, что мы накануне грандиозной революции, а ты знаешь, что предчувствия меня не обманывают. Тогда нашим первым долгом будет поставить виселицу и отправить на нее десятерых" (членов правительства - Ц.-Л.).
Когда русский царизм, этот "жандарм Европы", задушил венгерскую революцию, пуля пресекла жизнь пламенного поэта и революционера. Ему еще не было 27 лет, когда 30 июля 1849 года он пал в битве при Шегеншвере. Такую смерть Петёфи не раз предрекал себе в стихах.
Политическая направленность поэзии Шандора Петёфи сближает его с Беранже, Гейне, Гервегом и Фрейлигратом. Петёфи культивировал поэзию Беранже, ценя ее радикально-плебейскую сущность, при случае переводил его, но все же Петёфи превосходит Беранже своим подлинным пафосом и многогранностью. Он, может быть, примитивнее, чем Гейне, но зато искреннее его, свежее, оптимистичнее; к Гервегу и Фрейлиграту он относится так, как венгерская революция 1848 года к немецкой: он значительнее и того и другого. Напрашивается сравнение Петёфи с Некрасовым, близким ему своей социальной тематикой и той риторической интонацией, которая одинаково характерна для обоих революционно-демократических поэтов. Такое сопоставление будет вполне правомерно, если мы учтем социально-исторические различия домартовской Венгрии и некрасовской России и не забудем также, что Петёфи не был ничем связан с дворянством и его культурой. Кроме того в творчестве Петёфи, несмотря на его короткую жизнь, отразилось все богатство идейного содержания тогдашней Европы, наследие Великой французской революции. Он был пожалуй самым философским и всеобъемлющим поэтом из всех певцов буржуазно-демократических революций и несомненно самым непримиримым из них.
Официальная историография превозносит Шандора Петёфи главным образом как поэта любви, певца семейных чувств и виртуоза в искусстве пейзажа. Несомненно Петёфи велик и в этих областях. Страстность и вместе с тем здоровая мужественность его любовной лирики, идиллическая непосредственность и задушевный юмор стихотворений, посвященных родителям и друзьям, полные неподражаемой прелести описания природы - все это производит неотразимое действие на читателя. Но это лишь одна из сторон многогранного дарования Петёфи. Кроме упомянутых уже эпопей Петёфи писал элегии, рапсодии, оды, сатиры. Ему принадлежит много эпиграмм, громадное количество песен и мелких повествовательных стихотворений. Он использовал таким образом различнейшие поэтические жанры в разных формах (чисто венгерская метрика и классический или западно-европейский стих). Особенно характерна для Петёфи так называемая pointe - тонкая, острая концовка, внезапно завершающая стихотворения. Все его поэтическое мышление реалистично. У него нет избитых метафор и образов - они всегда у него свежи и пережиты, как у поэта, глубоко связанного с природой и творчеством близких этой природе крестьянских масс. С самого детства Петёфи сросся с жизнью и мыслью бедноты, особенно крестьянской, и это дало его поэзии ясный, можно сказать, материалистический фон. Став радикальным интеллигентом, он требует ускоренного экономического и культурного развития страны (капитализации, урбанизации, цивилизации), но все же остается крепко связанным с бедным крестьянством, из которого вышел. Ему не надо было маскироваться или "снисходить", когда он заставлял звучать в своих стихах "голос народа", - это был его собственный голос, но одновременно - новый тон в венгерской литературе, тон лирической непосредственности, простоты, народности. Вопреки утверждению реакционных венгерских историков Петёфи прежде всего - политический поэт, поэт революционной демократии. Он являлся представителем того крыла революционной интеллигенции, которое было очень тесно связано с крестьянством. Во время революции он боролся за доведение революционной войны до конца, за расширение крестьянской революции, за якобинский метод революционной борьбы. Верность традициям Великой французской революции он запечатлел своей безвременной героической смертью.