Майор Ш. Н. Кирия произвёл 189 боевых вылетов на разведку, прикрытие своих войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 22 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 10 Января 1912 года в селе Цаиши, ныне Зугдидского района Республики Грузия, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы. Работал в своём селе, затем переехал в Баку. С 1930 года в Красной Армии, служил красноармейцем. В 1935 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей.
С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В 1943 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. К лету 1944 года штурман 427-го истребительного авиационного полка ( 294-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Майор Ш. Н. Кирия произвёл 189 боевых вылетов на разведку, прикрытие своих войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 22 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего совершил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 30 вражеских самолётов лично и 1 в группе.
После войны продолжал служить в ВВС. С 1949 года командовал авиационным соединением. С 1961 года Генерал - Майор авиации Ш. Н. Кирия - в запасе. Жил и работал в городе Зугдиди. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Автор книги "Небо принадлежит звёздам".
* * *
После окончания Оренбургской военной авиационную школы, молодой авиатор был направлен в бомбардировочную авиацию, где летал на самолётах ТБ-3 и СБ.
22 Июля 1941 года, в составе 427-го бомбардировочного авиационного полка, выполнил на СБ свой первый боевой вылет на Западном фронте. В качестве командира экипажа провёл на бомбардировщике несколько десятков боевых вылетов. 28 Августа его СБ был сбит "Мессерами", экипажу удалось спастись...
В Феврале 1942 года он переучился на истребителя в запасном авиаполку под Саратовом. Вернулся к боевой работе в Мае 1943 года, после окончания Курсов усовершенствования офицерского состава. Сражался в полках 294-й истребительной авиационной дивизии. Был командиром эскадрильи, а позднее - штурманом 151-го Гвардейского истребительного авиаполка на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию.
Свою первую воздушную победу Кирия одержал в начале Июня 1943 года, сбив атакой снизу бомбардировщик Ju-88.
7 Июля 1943 года, в ходе Курской битвы, под Корочей, он провёл бой, принесший ему славу незаурядного воздушного бойца. В ходе этого боя самолёт Як-7Б Капитана Кирии был отсечён от своей группы шестёркой Ме-109. Усыпив бдительность преследователей, он с дистанции 50 - 100 метров сбил ведущего, осторожно приблизившись к его машине, однако на выходе из атаки был подожжён и его истребитель. Не потеряв самообладания и вновь воспользовавшись самонадеянностью немцев, Кирия в упор с кабрирования, с 20 метров, поразил проскочивший мимо ещё один Ме-109.
Превозмогая боль от ранения и ожогов, Кирия атаковал третий истребитель противника и длинной очередью сбил и его. От резких эволюции машины во время воздушного боя пламя на ней погасло, и отважный лётчик совершил вынужденную посадку с убранными шасси на своей территории.
К Июню 1944 года, когда командир полка А. Д. Якименко подписал его представление к званию Героя, на счету Гвардии Майора Ш. Н. Кирии было 189 боевых вылетов, из них 95 - на штурмовку, 57 воздушных боёв, 22 самолёта противника, сбитые лично, и 1 - в группе. В боях дважды был ранен.
Свою последнюю победу Кирия одержал 7 Мая 1945 года неподалеку от Вены, сбив после настойчивых попыток посадить четырёхмоторный транспортный самолёт FW-200 "Кондор"...
Всего за войну произвёл 250 успешных боевых вылетов на Як-1, Як-7Б, Як-9Т и Як-3. Сбил лично 30 ( FW-200, 7 Ju-87, Hs-129, 10 Ме-109, 11 FW-190 ) самолётов и 1 ( FW-189 ) - уничтожил в группе с товарищами ( по другим источникам имел 27 личных и 2 групповые победы ).
После войны Шалва Нестерович продолжил службу в ВВС. Командовал полком, дивизией. Ушёл в отставку в 1961 году в звании Генерал - Майор авиации. Жил и работал в городе Зугдиди, позднее в Сочи. Написал книгу воспоминаний о войне.