Учитывая, что я никогда не стремилась быть известной, можно считать, что я преуспела. Все началось с дружеской услуги. Я окончила St. Martins, мы с подругой основали маленькую фирму, придумали ей название (Lubell & Adu) и стали делать одежду - она женскую, а я мужскую. Я очень этим гордилась и, когда встретила парней из Клактона, где выросла, первым делом похвасталась: "Я стала делать и продавать одежду". А они в ответ: "У нас группа, певец ушел, не выручишь?"
После долгого перерыва она вернулась в конце 2000 г. неизменной, как богиня Черного континента, будто время не властно ни над ее талантом, ни над ее волшебно неправильной красотой. Годы шли, стили менялись, но ее песни не выходили из моды. Понятие моды вообще неприменимо к Шаде, словно она существует в параллельном потоке времени. За 16 лет карьеры Шаде записала всего пять альбомов, каждый из которых легко достигал мультиплатинового статуса.
Ее настоящее имя - Helen Folasade Adu, родилась она в Нигерии в семье местного учителя и приезжей медсестры-англичанки. Когда ей исполнилось 4 года, родители развелись, и мать уехала с дочерью в Англию. Окончив школу, Шаде изучала моду в колледже St. Martins. Симптоматично, что ее первая самостоятельная коллекция мужской одежды была показана в Нью-Йорке в ходе выступления группы Spandau Ballet, звезд британской "новой волны". Молодому дизайнеру еще предстояло сказать в этой "волне" свое слово и оказаться намного долговечнее ее тогдашних героев.
Когда певица дебютировала, британская "новая волна" с ее крашеными челками, синтезаторами и взвинченным романтизмом клонилась к закату. Шаде привнесла в нее дыхание джаза, и тогда это было воспринято как глоток свежего воздуха. Шикарный голос Шаде напоминал о ее кумирах - Билли Холидей, Нине Симоне, негритянском соуле 60-70-х, хотя сама певица никогда не любила этих сравнений, считая свою музыку более примитивной и называя ее чистым попом. Да, это поп, но аристократический по духу, что большая редкость в плебейском по сути мире пластиковых "звезд". Это музыка томной неги и глубокой чувственности, жаркая, как вечер в Марокко, и одновременно сдержанная, как характер английского джентльмена.
На самом деле мы почти ничего не знаем о человеке по имени Шаде. После второй пластинки она исчезла из поля зрения публики и масс-медиа, чтобы лишь изредка появляться с новыми альбомами. В 86-м уехала в Мадрид и как-то обронила, что "общению с журналистами предпочитает общение с людьми". И фэнам приходилось ловить обрывки слухов: после "Stronger Than Pride" певица вернулась в Лондон, купила дом и оборудовала в нем студию; развелась с мужем - испанским режиссером Карлосом Сколой, родила ребенка от ямайского реггей-продюсера Боба Моргана, была арестована на Ямайке за превышение скорости...
Это лишь элементы неизвестного нам пазла жизни Хелен Аду. Может быть, в этом и есть секрет ее непреходящего успеха - не растрачивать себя по пустякам, беречь и настаивать свой дар, как драгоценное вино...