Серж Генсбур был удивительной личностью. Он был художником, писателем, режиссером, актером, но прежде всего – гениальным поэтом и блистательным музыкантом, умевшим с неповторимой индивидуальностью обходиться с французским языком. Благодаря необычайному таланту, харизме и свободолюбию Генсбура всегда окружали красивые женщины. Наибольшую известность получил его союз с актрисой Джейн Биркин, которая была музой и любовью всей его жизни.
Люсьен Гинзбург появился на свет в Париже 2 апреля 1928 года, в семье Ольги Безман и Иосифа Гинзбурга – выходцев из Крыма и Харькова. Родители Люсьена познакомились во время учебы в консерватории Петербурга. Его мать была певицей, а отец – композитором и пианистом. В 1919 году семья переехала в Константинополь, а через некоторое время в Париж.
Вторую мировую войну семья Гинзбургов пережила в свободной зоне. В 1945 году они вернулись в Париж, и Люсьен поступил в колледж Кондорсе. Через некоторое время
его исключили из учебного заведения, и он стал посещать Школу изящных искусств. Люсьен бредил живописью и хотел создать шедевр, не уступающий работам Пикассо или Гойи. Вскоре оказалось, что художник из него никудышный, да и занятия живописью не приносили ему большого удовлетворения.
Чтобы немного подработать, Люсьен играл на пианино в кафе и барах, где ближе познакомился с рок-н-роллом и джазом. В это же время он начал писать стихи и заниматься вокалом. В 1958 году он взял себе имя Серж, чтобы подчеркнуть русское происх
ождение, а фамилию изменил на Генсбур в знак почтения к художнику Гейнзборо.
Серж решил навсегда бросить живопись и сосредоточиться на музыке. Отец нашел ему место пианиста в кабаре 'Милорд Хулиган', где он составил пару певице Мишель Арно. В этом заведении Генсбур встретил композитора и писателя Бориса Виана, который навсегда изменил его жизнь. Творчество Виана, пронизанное циничным юмором и острыми насмешками, разбудило в Серже настоящий вкус к сочинительству. Он почувствовал себя настолько свобод
ным, что готов был не только писать, но и исполнять собственные песни.
Первый альбом песен Генсбура 'Du chant a la une!' (1958) не приобрел большой популярности. Причиной этому были оригинальная манера исполнения и провокационная тематика песен, восхвалявших женоненавистничество, эпикурейство и цинизм. Публичные выступления молодого исполнителя также не пользовались успехом. Людей отталкивала не только физическая непривлекательность Сержа, но и его манера поведения – свободная, эгоцентричная, даже в какой-то степени напл
евательская. Со временем его отношение к публике, как и отношение публики к нему, изменилось.
Творчество Сержа Генсбура – это постоянные эксперименты и использование новых стилей. Он начал с джаза и классического шансона, однако на протяжение жизни обращался к рок-н-роллу, фанку, регги и коммерческой музыке. Также он неоднократно использовал темы известных композиторов прошлого – Шопена, Брамса, Грига.
В 1965 году Генсбур прекратил давать концерты и целых 15 лет писал стихи и песни для других исполнителей. Его песни в р
азное время исполняли Брижит Бардо, Изабель Аджани, Джейн Биркин, Жюльетт Греко, Франс Галль и другие.
Не выступая на публике, Генсбур все же продолжал записывать свои альбомы, которые постепенно приобрели популярность и успех. Он был одним из первых во Франции, кто начал создавать так называемые концептуальные альбомы. Они отличались от обычных тем, что объединяли песни, сюжетно или тематически связанные между собой. Например, основная тема альбома 'Histoire de Melody Nelson' (1971) – трагическая любовь зрелого мужчины
к юной девушке, которая погибает в автокатастрофе. Альбом 'Rock around the Bunker' (1975) является резкой сатирой на гитлеровскую Германию. Он шокировал публику специфическим юмором и тоном, в котором до этого не принято было говорить. Альбом 'L'homme à tête de chou' (1976) – вершина творчества Генсбура – рассказывает о мужчине, который убивает свою возлюбленную и попадает в психбольницу.
В последних альбомах Сержа Генсбура все больше звучат мрачные мотивы – наркотики, насилие, смерть. Постепенно исполнитель от
казывается от привычной манеры пения, предпочитая просто говорить тексты под музыку.
Серж Генсбур был разносторонне одаренным человеком. Он занимался не только музыкой и живописью, но и кино. С киноискусством Сержа познакомила Брижит Бардо, актриса и его давняя приятельница. За 30 лет он снялся в 44 фильмах, а также написал около 40 саундтреков к французским картинам. Среди его актерских работ стоит отметить фильмы 'Слоган', 'Босс', 'Стриптиз', 'Марихуана', 'Анна'.
Генсбур также являет
ся режиссером фильмов 'Я тебя люблю… я тоже нет' (1976), 'Шарлотта навсегда' (1986) и 'Стэн-эксгибиционист' (1990). В картине 'Шарлотта навсегда' снялась его дочь Шарлотта Генсбур, которая сделала карьеру в кино и ныне является успешной актрисой. Литературное наследие Сержа не настолько большое, как музыкальное. Он никогда не считал себя поэтом и постоянно открещивался от подобных утверждений. Ему принадлежит несколько поэтических сборников и роман 'Евгений Соколов' (1980).
Большую роль в творчестве Сержа Генсбура играли
женщины, которые вдохновляли его на написание стихов и песен. Они являлись, пожалуй, самой обсуждаемой стороной его жизни. Наиболее известными связями Генсбура были роман с актрисой Брижит Бардо (длившийся, впрочем, несколько месяцев) и гражданский брак с певицей Джейн Биркин, которая стала любовью всей его жизни. Потрясающе красивая Биркин и непривлекательный Генсбур составили самую необычную звездную пару того времени. Их в шутку называли 'красавица и чудовище', но более счастливой пары трудно было представить. Они раз
ошлись в 1980 году, но Серж до конца своих дней продолжал посвящать Джейн песни.
2 марта 1991 года Сержа Генсбура не стало. Он был похоронен на кладбище Монпарнас рядом со своими родителями. Его запомнили, как великого поэта-бунтаря и музыканта-романтика, мастера эпатажа, способного в любой момент совершить сумасшедший поступок. Его любили и ненавидели, но в то же время не переставали восхищаться. Президент Франции Миттеран сказал, что Серж Генсбур был 'современным Бодлером, который превратил песню в настоящее искусство'