По окончании института появилось желание воссоздать группу, но уже 'на более высоком уровне'.
История группы уходит своими корнями в те далекие времена, когда Валентин Демидов, единственный из зачинщиков 'Серого дня', пребывающий в нынешнем его составе, был студентом 2-го курса питерского Военмеха. Тогда, в 1974 году, после поездки в стройотряд (Ленинградская область, местечко Хаппо-Ойе - в
этой географической точке произошло братание отцов-основателей группы, без коего могло бы и вовсе ничего не произойти) и были предприняты первые серьезные попытки создать группу. Она называлась 'На заре', базировалась в клубе танкового завода ст. Красные зори (электричка с Балтийского вокзала) и име
ла следующий состав:
Ястребов Александр - директор
Грибанов Владимир - клавишные
Кубяк Андрей - гитара
Елисеев Шура - вокал
Демидов Валентин - барабаны
Куликов Александр - клавишные
Играли на танцах, школьных вечерах, на свадьбах. Когда учеба стала отнимать все больше времени, затея сама
собой сошла на нет. По окончании института появилось желание воссоздать группу, но уже 'на более высоком уровне'. В результате в 1979 году появилась
группа 'Подсобные работы':
Кубяк Андрей - бас гитара
Шалабаев Александр - лидер гитара
Демидов Валентин - барабаны
Бакулин Владимир - гитар
Репетировали и хранили инструменты в комнате, в коммунальной квартире Шалабаева в Дербтском переулке. Для звукоизоляции стену к соседям (комната была угловой и только одна стена граничила с жилым помещением) и дверь заставляли коробками из-под Эментальского сыра, забитыми бумагой.
дов Валентин
Когда я в 1979 году, после Военмеха, поступил на работу в НИИЭФА им. Д.В.Ефремова, у нас с Андрюхой уже водились мысли о воссоздании команды, причем главным было желание играть свою, 'оригинальную' музыку и создать 'свой' стиль. Окончательное решение было принято в Сосновой поляне 2
марта, на дне рождения Андрюхи, где к нам примкнул Шалабаев, там же вспомнили и о Бакулине. Для поднятия 'профессионализма' я поступил в вечернюю джазовую школу, в ДК Володарского, что на Исаакиевской площади, по классу ударных. Моим учителем был Николай Зарубин (из первого состава 'Санкт-Петербурга
'). В школе поставили руки, научили играть по нотам, помогли избавиться от ложных представлений о собственных способностях (что, наверное, самое главное!), в общем - спасибо, школа! Забегая вперед, скажу: школу я так и не закончил. Уже собирали деньги на 'корочки', сдавали последние экзамены.... У м
еня родился сын, Никита, на это наложились внутренние самокопания, и стало не до занятий музыкой...
Во время репетиций окно было открыто, и музыка выливалась во двор, прохожие останавливались, Во время репетиций окно было открыто и музыка выливалась во двор, прохожие останавливались, прислушив
ались. Ребятам казалось, что они полны свежих идей, все песни - шедевры, и достаточно одного концерта, чтобы о них заговорили. Но вот сыграли в школе, поучаствовали в конкурсе самодеятельности Кировского завода - и никакого резонанса! Правда, один плюс от участия в конкурсе все же проявился: состоял
ось знакомство с ребятами из параллельной рок-группы Бакулина (Алексей Дегтярев).
Отсутствие немедленного 'народного признания' породило в коллективе творческие разногласия, и в результате очередных 'разборок' Шалабаев покинул группу, а остальным пришлось покинуть принадлежащую ему комнату.
В результате вакантное место занял Алексей Дегтярев (правда, в качестве клавишника) и группа переместилась в общежитие на улице Дыбенко. Этот-то момент - лето 1984 года - по праву и считается днем рождения 'Серого дня' как такового.
Первое мое знакомство с Валькиной кома
ндой состоялось через Вовку Бакулина, который с восторгом рассказывал о своей новой группе как о коллективе крутых суперпрофессиональных музыкантов. На поверку мое впечатление оказалось далеко не столь радужным. Дело в том, что самым сильным в команде был ее лидер-гитарист Шалабаев, в результате чег
о все композиции выстраивались под его игру. Следствием этого стали непомерно затянутые гитарные проигрыши, делавшие эти песни длинными, скучными и неотличимыми друг от друга. Но в это самое время как раз произошел развал нашего с Вовкой коллектива из-за возникших разногласий с администрацией нашего
цеха на Кировском заводе, где мы в то время базировались. Это заставило меня искать новую группу и в итоге, перебрав несколько вариантов, я остановился на группе, наиболее подошедшей мне по духу.
В 1986 году - новый переезд, теперь место дислокации - ДК 'Кировец' (бывшая больница доктора Форе
ля) на проспекте Стачек, где, по грандиозному стечению обстоятельств, руководителем кружка ВИА числился Сергей Курехин!
На горизонте снова 'забрезжил свет', благодаря занятиям с Сергеем выросло качество музыки, а проникновение в круги, близкие к Рок-клубу и 'Поп-механике' (не очень, но все же бл
изкие), внесло новую струю в творческий процесс и он приобрел новый смысл. Группа стала называться 'Ленинградский серый день', особенно завораживала аббревиатура - ЛСД! Но все же, название казалось длинновато. Сергей предложил-было сократить его, но потом высказал сомнение: 'С таким мрачным название
м на телевидение не возьмут...'.
Чуть позднее участие в телевизионном конкурсе молодых талантов, проходившем в Ленинградском дворце молодежи (1986 год), с песней 'Зигзаг' расширило круг знакомств на телевидении и укоротило-таки название до его окончательного варианта: 'Серый день'. В команде поя
вился второй клавишник Александр Куликов, первый состав сформировался. Группа ушла в 'подполье' - в подвале 'Кировца' освободилось уютное помещение. В телепрограмму 'Розыгрыш' группу взяли с песней 'Зигзаг', которую и крутили потом по ТВ много раз, также 'Зигзаг' прошел рефреном в документальном фил
ьме о молодежи, а на фестивале рок-музыки Кировского района команда получила приз зрительских симпатий.
В это время (ноябрь 1988 года) Дмитрий Файвинов сменил ушедшего Куликова 'на посту у рояля', Дегтярев взял в руки бас, Кубяк - баян (давнишняя задумка, задолго до 'Ноля'), а гитарную секцию ус
илил пришедший чуть ранее Файвинова Григорий Преловский. Так сам собой образовался второй состав, который уже был способен и на 'живые' концерты в питерской 'Рок-коллегии' и вне ее.
В 'Серый' я попал в достаточной степени случайно. Мы работали на Кировском заводе вместе
с Гриней Преловским, Володей Бакулиным и Лехой Дегтяревым. И, после очередного концерта заводской самодеятельности, который мы отыграли сколоченной по этому случаю группкой, а также многочисленных комсомольских слетов с песнями под гитару, где ребята видели меня 'в деле', они предложили мне занять м
есто клавишника в их команде. А, поскольку тяга играть в группе была у меня давно (были даже подобные опыты), да и за плечами был некий багаж от учебы на недолго просуществовавших в 1986-87 курсах в Рок-клубе у Коли Гусева ('Странные игры', 'АВИА'), я сразу же согласился. Правда, записи, которые реб
ята давали мне послушать, не вызывали у меня большого энтузиазма (тему я просек позднее), но я не стал на этом зацикливаться и, как показало будущее, 'пошел верной дорогой'.
Затем, в 1989-1991 годах, 'Серый день' был частым гостем в эфирах достаточно популярной тогда передачи 'Поп-антенна', ча
сть выпусков которой снимали создатели 'Розыгрыша' Владимир Шерстобитов и Зинаида Иванкович, а часть - творческая бригада Виктора Макарова (известного как автор клипа 'Поезд в огне' группы 'Аквариум'). В.Макаровым тогда и было снято 7 (!) клипов 'Серого дня' - немногие, даже известные, команды в то
время могли похвастаться таким количеством роликов. Этому, соотвественно, предшествовала запись профессиональных фонограмм в Доме радио на улице Ракова (ныне - Итальянская).
'Серый день': Первый наш клип, на песенку 'Бледная синь', мы снимали в последних числах декабря 88 года на мясокомбина
те 'Парнас', который был спонсором одного из выпусков 'Поп-антенны', и в его окрестностях. По 'гениальной' задумке режиссера один из сюжетов мы должны были отстоять по-колено в снегу (это в легоньких-то концертных костюмчиках!). За два часа такого времяпрепровождения замерзли жутко, но зато потом от
вели душу на съемках внутри комбината (а особенно после них, на 'скромном' дружеском ужине, где большинство деликатесов было нам даже неизвестно, да мы их с тех пор и по сей день невидывали). Особенно запомнился коллективу эпизод, где перед камерой мы катим тележки с подвешенными палками копченой ко
лбасы: во время одного из проходов Димка споткнулся и содержимое тележки рухнуло на пол. Тогда шеф коптильного цеха заявил: 'Что упало - то пропало', и раздал колбасу участникам съемок. Прикольно вспоминать также, как на клипе 'Зигзаг' (он сделан в алкогольной тематике) мы натурально распивали портв
ейн 'Анапа', существенно окосев к завершению съемок, а в клипе 'Остров утопий' нам пришлось облазить все близлежащие к телецентру помойки. Надо сказать, что помоечная тема вообще - естественная творческая среда обитания режиссера В.Макарова, что нам пришлось испытать на себе неоднократно.
Одно
й из самых запоминающихся страничек истории группы была поездка с 'Поп-антеной' в Москву. Целая неделя, по два концерта в день, в Лужниках, на малой арене. Там состоялась серия новых знакомств, в результате чего появилась перспектива попасть в центр Владимира Киселева, то есть стать профессиональной
группой. После телеэфиров пошли предложения о концертах. Требовалась накатка сольной программы... По поводу профессиональной деятельности возникли разногласия и все, в который уже раз, развалилось.
Настал период брожений, в команде побывало множество музыкантов, но никто надолго не задерживался
- выучат репертуар и отвалят... Стоит отметить, что еще со времен своей телевизионно-концертной деятельности коллектив пытался решить вопрос о возможности новых записей. Были опыты работы на различных звукозаписывающих студиях. Но дорогие студии оказались ребятам не по карману, а финансово доступны
е варианты не выдавали должного качества. Тогда же состоялось знакомство музыкантов 'Серого дня' с Николаем Егеревым (ныне он руководит питерским филиалом музыкальной фирмы 'Авалон'), который обладал необходимой студийной аппаратурой и находился в поиске помещения под студию. 'Серый день' поделился
с ним помещением своей репетиционной базы, и в подвал 'Кировца' таким образом попал 'самопальный' многоканальный магнитофон, что позволило организовать, пусть плохонькую, но студию, и начать методически переводить свое творчество на пленку. Это принесло как свои плюсы, так и минусы. Алексей Дегтярев
становится звукорежиссером, по совместительству.
На самом-то деле звукорежем мне пришлост стать гораздо раньше - еще со времен Дома радио, где я выполнял функции саунд-продюссера своей команды, присутствуя на студиях в течение всего процесса звукозаписи - от втыкания шн
уров перед началом записи до сведения и сгонки фанеры на обычную ленту. Также, те концерты Сережи Курехина, которые проводились на аппаратуре 'Кировца', требовали от меня их озвучивания и присутствия за пультом. Так что, к моменту создания нашей студии я уже был вполне подготовлен к роли звукорежисс
ера.
В результате брожений к 1992 году сложился-таки третий состав, вновь способный к живой игре. Группа провела гастроли в Переяславле-Залесском, где на Дне города на городской площади лихо отыграла перед многотысячной толпой, разгоряченной праздничным салютом.
гда отгремел салют, толпа была уже готова. И стоило объявить: 'А теперь перед вами выступит группа из Питера:', тут такое началось, как будто объявили выступление 'Deep Purple'. Все песни принимались на ура, как уже известные хиты. Что поразило меня больше всего, это то, что на припевах народ подпев
ал, и по губам я понимал, что они поют наши песни! А когда запели 'Вальсок', в припеве, на словах - 'Разгляди ничего-О-О ...' на повторе 'О-О' я направил микрофон в народ, и ответом было тысячекратное 'О-О', я был на седьмом небе!
Следом прошли тяжелые гастроли в Коврове (четыре дня по три кон
церта на разных площадках, с погрузкой и разгрузкой аппаратуры на каждый концерт). Страна рухнула в рынок, что не преминуло сказаться на состоянии группы. Теплый, гостеприимный подвал ДК 'Кировец' пришлось оставить.
Очередная стоянка - с 1995 года и по сей день - подростковый центр 'Альбатрос' н
а Школьной улице (метро 'Черная речка'). Здесь, прежде доморощенная, студия звукозаписи медленно, но верно превратилась в профессиональную, со всей необходимой техникой, оснасткой и соответствующим оборудованием помещений. Уровень постоянно растет, особенно у 'звукорежа'. Сегодня это - вполне достой
ная студия 'С.А.Д.', чему в огромной степени способствует постоянная поддержка директора центра 'Альбатрос' Владимира Сафронова. В этих стенах записывают фонограммы многие профессиональные музыканты, а также самодеятельные группы, исполнители и детские коллективы. Также силами студии сопровождаются
многочисленные массовые мероприятия и концерты на различных городских площадках.
Со временем страсти улеглись, кто должен был уйти - ушел, кто хотел остаться - остался, кто хотел вернуться - вернулся. С приходом в 2000 году Виктора Винокурова последний (пока) пятый состав живет и здравствует. В
том же году на компакт-кассетах вышел тираж сборного альбома группы 'З-з-з-зе бэст!'. Песни 'Серого дня' время от времени звучат в эфире FM-радиостанций, таких как 'Русское радио', 'Радио Петроград - Русский шансон', 'Балтика', 'Рекорд', 'Катюша', 'Гардарика' и других.
теперь уже далеких восьмедисятыхых, когда я жил в далеком провинциальном городке, где показывали всего две 'центральные' программы, из которых музакыльной была только 'Утренняя почта' я случайно увидел 'Серый День'. Признаюсь честно, меня поразило не столько музыкальное великолепие группы, сколько
их эпатажность. Уж не знаю почему, но группу я запомнил. Думал ли я тогда, простой провинциальный мальчишка, что пройдет время, и жизнь меня свяжет с музыкой. Думал ли я, что после развала собственного проекта, окажусь в 'Сером', которого показывали по ящику! Воистину, неисповедимы пути господни.