Патриарх Московский и всея Руси (1943). В 1900-х ректор Петербургской Духовной академии. Председатель Религиозно-философских встреч в Петербурге. В 1917 — митрополит Владимирский, затем — Нижегородский. После революции подвергался репрессиям еврейских большевиков. С 1925 заместитель патриаршего местоблюстителя (с 1937 патриарший местоблюститель). После смерти патр. Тихона заключен в тюрьму. В 1927, чтобы смягчить репрессии против Церкви, опубликовал декларацию, призывавшую верующих к лояльности к Советской власти. Оставался во главе Церкви в самый разгар большевистских безбожных пятилеток (вне тюрем и лагерей оставалось всего 4 епископа). Во время войны организовал патриотическую работу православных людей в помощь фронту.
Родился в г. Арзамасе в семье священника. Учился в Нижегородской духовной семинарии. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии (1890) направлен в Японскую православную миссию. В 1894-1896 гг. служил настоятелем церкви в российском посольстве в Афинах.
В 1897-1899 гг. вновь назначен в Японию в качестве помощника начальника миссии. С 1899 г. — в Санкт-Петербургской духовной академии (инспектор, затем — ректор). В 1905-1917 гг. управлял Финляндской епархией, в 1917-1922 гг. — Владимирской. Возведен в сан митрополита в 1917 г. Магистр богословия. Член Священного синода.
С 1924 г. управлял Нижегородской епархией. Дважды подвергался тюремному заключению «за антисоветскую деятельность». В 1926-1927 гг. в результате переговоров с ОГПУ добился разрешения на официальное функционирование органов церковного управления — Временного патриаршего священного синода и епархиальных управлений, возвращения из ссылок части епископов.
В июле 1927 г. митрополит Сергий выступил с «Декларацией», в котором сформулировал позицию лояльного отношения Церкви к советскому строю, призвал духовенство и верующих быть «верными гражданами Советского Союза». В «Декларации» отмечалось: «Утверждение Советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайности для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели...» При этом «Декларация» проникнута капитулянтским духом, содержит в себе готовность... в обмен на легализацию принести в жертву государству церковную свободу. «Декларация» вызвала всеобщее возмущение в Церкви, в некоторых епархиях до 90 процентов приходов в знак несогласия отослали ее экземпляры обратно митрополиту Сергию. И это несмотря на то, что несогласие с «Декларацией» стало для ГПУ-НКВД прямым поводом для арестов и ссылок духовенства.
Несостоятельность новой церковной политики, направленной на легализацию Церкви ценой тяжелых компромиссов, сказалась вскоре — в 1929 г. началось массовое и самое сильное гонение, приведшее к почти полному уничтожению легальной Церкви. К концу 30-х годов на всей территории Советского Союза у Московской патриархии осталось лишь около ста «образцово-показательных» храмов (Москва, Ленинград, крупнейшие республиканские и областные центры). Епархии прекратили существование, на свободе осталось 4 епископа во главе с митрополитом Сергием. Жестокий удар был нанесен и российскому крестьянству — основной социальной базе Церкви. Напомним, что в годы второй пятилетки активно действовал Союз воинствующих безбожников во главе с Ярославским. В программе Союза говорилось: «...на третьем году „безбожной пятилетки", т. е. к 1935 году, должна быть разрушена последняя церковь, а на ее пятом году в стране вообще не будет произноситься слово Бог». В 1938 г. была упразднена Комиссия по культовым вопросам, работавшая при Президиуме ЦИК СССР, что означало ликвидацию самой возможности контактов между Церковью и правительством. Было очевидно, что Московская патриархия в преддверии полной ликвидации.
Во время этого разгрома Церкви митрополит Сергий дает интервью, в котором категорически отрицает факты массового закрытия храмов, резко выступает против проводимой на Западе кампании в защиту гонимой Русской Церкви. Принуждаемый к лжесвидетельству, митрополит Сергий, по-видимому, надеялся своим согласием на ложь «умилостивить» гонителей...
В 1934 г. он назначается митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 г., в связи со смертью митрополита Петра, 1) стал местоблюстителем патриаршего престола. С начала Великой Отечественной войны призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками, активному труду в тылу, добровольным пожертвованиям на нужды обороны страны. В ходе общецерковных сборов было собрано и передано правительству более трехсот миллионов рублей, большое количество драгоценностей. На церковные средства были построены танковая колонна им. Дмитрия Донского и авиаэскадрилья им. Александра Невского. В 1941— 1943 гг. митрополит Сергий находился в г. Ульяновске в эвакуации.
4 сентября 1943 г. Сталин, неожиданно пригласив в Кремль митрополитов Сергия, Алексия и Николая, разрешает им собрать Архиерейский собор для избрания патриарха. 12 сентября Собор избирает митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси. Одновременно был создан Совет по делам Русской Православной Церкви.
Чем же вызвано столь резкое изменение отношения Сталина к церкви? Якунин усматривает следующие основные причины этого поворота:
С началом войны немецкие оккупационные власти после захвата новых территорий не препятствовали открытию на них православных храмов.
Учитывая религиозный подъем русского народа во время войны, Сталин решил «канализировать» в нужном направлении религиозные чувства верующих.
В процессе перехода от политики интернациональной к политике национально-шовинистической Церкви, по замыслу Сталина, была отведена роль катализатора и цементирующего компонента.
Для полноценного прославления «некоронованному императору» не хватало «кадильного фимиама» той самой Православной Церкви, которая в течение 16 веков давала Божественную Санкцию, сакральное помазание православным императорам...
Итоги внезапной перемены курса стали поистине ошеломляющими. По всей стране в централизованном порядке происходило открытие тысяч православных храмов, а количество церковных общин было вскоре доведено, по некоторым сведениям, до 20 тысяч! Из заключения и ссылок выпускаются епископы — сторонники курса митрополита Сергия и сразу получают назначения на епархиальные кафедры. Находящиеся в действующей армии бывшие священнослужители демобили-зовываются при согласии вернуться к церковной службе... В целях подготовки кадров священнослужителей решили вновь открыть духовные учебные заведения — академии и семинарии. Церковь получила возможность издания религиозной литературы — в том числе периодической.
В ответ на поднятую митрополитом Сергием тему о преследовании духовенства, об освобождении архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах, лагерях, и о предоставлении возможности беспрепятственного совершения богослужений, свободного передвижения по стране и прописки священников в городах — Сталин тут же дал поручения «изучить вопрос». Он, в свою очередь, предложил Сергию подготовить список священников, находящихся в заточении, — и немедленно получил его, ибо такой список, заранее составленный, был митрополитом предусмотрительно захвачен с собой. Прекратились дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом.